Новости
Главная Культура 20:15 01 Ноября 2022 3641
Альт спел про чаяние мира

Юрий Башмет провел на Южном Урале свой Пятый музыкальный фестиваль 

Сергей Бирюков
Юрий Башмет и Детский симфонический оркестр Челябинской области. Фото автора

Пять дней V Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета на Южном Урале. Первый юбилей, первые традиции: обязательное участие мировых звезд, в числе которых всегда – камерный ансамбль «Солисты Москвы», обладатель престижнейшей музыкальной премии планеты «Грэмми». Свежий голос одного из самых молодых симфонических оркестров страны – Челябинского. Выступления виртуозов из Всероссийского юношеского симфонического оркестра под руководством Башмета… И – непременно что-то со словом «впервые»: новые фестивальные точки на карте Южного Урала (например, город автомобилестроителей Миасс). Дебют Детского симфонического оркестра Челябинской области, который фестиваль может в прямом смысле считать своим детищем…

Почему Южный Урал? На этот вопрос Юрий Башмет, число авторских фестивалей которого приближается к десятке и не прекращает расти, ответил: потому что в зале имени Прокофьева Челябинской филармонии – отличная акустика. Потому что Детская филармония приветлива к маленьким и большим зрителям. А главное – потому что сюда зовут и здесь тебя ждут.

Залы действительно были полными на всех фестивальных концертах. В самом деле – как пропустить, например, выступление победителя конкурса Чайковского Дмитрия Маслеева (Ре мажорный концерт Гайдна), который и в Москве-то играет нечасто? Чувствовалось, что классическая музыка, после двух лет пандемии и восьми месяцев военно-политических тревог, особенно нужна людям. И устроители ответили на этот интерес разнообразной программой, которую можно было бы озаглавить «От Баха до… Баха», поскольку, стартовав с Ре минорного клавирного концерта (солистка Ксения Башмет) и пролетев сквозь три века музыки, она в конце вернулась к знаменитой Арии Иоганна Себастьяна – самой, может быть, мудрой и умиротворяющей мелодии всех времен и народов.

Другую стержневую идею я бы обозначил словами «современность и история». Отсюда, например, включение в афишу сюиты Грига «Из времен Хольберга» – одного из первых в мировой музыке примеров стилизации как приема, акцентирующего корни, из которых выросла современная композитору культура и, в частности, его собственное творчество. Отсюда и обращение к редкому, оттого еще свежее прозвучавшему вокальному циклу Бриттена «Озарения» на стихи Рембо, где в великолепном содружестве «Солистов Москвы» и солиста Большого театра Максима Пастера проступила характерно бриттеновская ироническая острота композиторского слуха, даже сквозь классические на первый взгляд мелодические ходы и импрессионистические размывки фона уловившего дисгармонию циничного века.

Отсюда же и две относительно новые отечественные партитуры – кстати, обе написаны по заказу Юрия Башмета. В концерте для камерного оркестра «Отражения» постоянного башметовского автора Кузьмы Бодрова сделана попытка поиграть историческими стилями – правда, композитор, достаточно глубокий в других своих опусах, на этот раз почему-то предпочел скорее остаться на уровне капустника, чем рассказать слушателю сколько-нибудь значимую историю.

В более серьезной по замыслу драматической симфонии Александра Чайковского «Слово о полку Игореве» продолжена линия мировой музыки, связанная с выдвижением альта на роль инструмента-рассказчика (симфония Берлиоза «Гарольд в Италии», симфония-баллада А.Чайковского «Гарольд в России»…). Ни в коей мере не претендуя на соревнование с оперой Бородина (бессмысленно состязаться с классиком, у которого шлягерных мелодий, что драгоценностей в рукавах у Василисы Премудрой,), сочинение и его интерпретация привлекли другим – новыми возможностями альта, который в руках Башмета способен «живописать» и сумрак солнечного затмения, и трепет перед грядущими страшными испытаниями, и боль ран, и страстное чаяние мира…  Былинную повествовательность подчеркнуло соединение-сопоставление звучаний Челябинского симфонического оркестра и Академического русского народного ансамбля «Россия» под дирижерским управлением эквадорско-российского маэстро Фредди Кадены. Окончательно же довел интерес публики до нужного градуса маг сценического слова – Сергей Шакуров в роли чтеца.

Альт Башмета зазвучал совсем необычными красками

И все же, пожалуй, дороже самых продвинутых современных композиторских опытов Башмету – игранный-переигранный до мельчайшей ноты Петр Ильич Чайковский. Переигранный? Как бы не так – например, даже Башмет не знал, что за трогательную мелодию прислал ему накануне давний творческий соратник кинорежиссер Андрей Смирнов. Прежде оркестр уже наигрывал для его фильма «Жила-была одна баба» вторую часть Первого квартета Петра Ильича – там она своей дивной красотой контрастировала с кровью и грязью Гражданской войны. А эту беспокойно-вопрошающую музыку Андрей Сергеевич попросил записать для новой картины «За нас с вами» о последних месяцах сталинских репрессий. Но что же это? Оказалось – третья часть, Andante, из Второго квартета. Абсолютный шедевр – не зря Родион Щедрин взял четыре такта оттуда в качестве лейтмотива главной героини балета «Анна Каренина», написанного для великой Майи Плисецкой... Но ведь вся партитура Чайковского – на таком же «толстовском» уровне страсти. Однако попробуйте вспомнить, в какой концертной афише вы видели это название последний раз? Возможно, теперь, после изумительного исполнения Andante «Солистами Москвы» (интересно, на какие советские кадры положит его Смирнов на этот раз?) и весь квартет будет звучать на наших эстрадах чаще.

Сколько подобных «скрытых сюжетов» таит творчество Петра Ильича! Вот, например, Русский танец из «Лебединого озера». Репертуарнейшая, в отличие от Квартета, музыка, и не только в балете, но как концертный номер. Однако теперь уже мне выпало совершить для себя открытие: до нынешнего общения с Башметом я не знал, что она написана отдельно от всей партитуры. Уже был готов балет, но грянула война с Турцией, и Чайковского осенило – в партитуре есть испанский танец, венгерский, неаполитанский, но нет своего родного русского. И, хоть по сюжету в старинной немецкой легенде о любви принца Зигфрида и заколдованной принцессы Одетты он вроде бы не необходим, патриотическое чувство подвигло композитора написать этот номер. Теперь и мне стало окончательно понятно, откуда то, что подспудно ощущалось всегда: особенная любовь и гордость, с которой написана эта мелодия, и почему она поручена не трубе или флейте, а скрипке – душе оркестра, при всем уважении к прочим его инструментам. Похоже, с этим пониманием вышла теперь на челябинскую сцену и юная скрипачка Валерия Абрамова, которую Юрий Абрамович несколько лет назад приметил в Барнауле, «вырастил» до статуса студентки Московской консерватории и концертмейстера Всероссийского юношеского оркестра, а в нынешнем фестивале ее соло украшало все концерты смотра – в Челябинске, Миассе, Магнитогорске...

Солирует Валерия Абрамова

Работа Башмета с юными музыкантами – отдельная глава практически всех его проектов. Помимо того самого Юношеского оркестра (помните недавнее сенсационное исполнение Седьмой симфонии Шостаковича на стрелке Васильевского острова в день 80-летия исторической премьеры произведения в блокадном Ленинграде?), это 16 региональных детских музыкальных центров, разбросанных по всей стране. Один из них, благодаря договору, заключенному Юрием Абрамовичем год назад с Челябинской детской филармонией, действует и на Южном Урале. Как именно это происходит, мы наблюдали, например, на концерте, где «Солисты Москвы» роскошными звуковыми красками иллюстрировали для юной публики сказку Сельмы Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» в прочтении актрисы Полины Агуреевой.

Музыка Грига в исполнении «Солистов Москвы» оказалась прекрасной иллюстрацией к сказке про Нильса, читаемой Полиной Агуреевой

Другой пример, хоть акустически не столь совершенный, произвел, возможно, еще более сильное впечатление. Оказалось – за год ребята области сформировали симфонический оркестр, руководимый дирижером (по совместительству трубачом Челябинского симфонического) Валерием Уткиным. В коллектив регулярно наведываются с мастер-классами участники «Солистов Москвы», симфонического оркестра Башмета «Новая Россия»… Надо было видеть и слышать, с какой прямо-таки яростной увлеченностью играли эти самые ребята в зале Детской филармонии Вальс Хачатуряна, антракт из «Сельской чести» Масканьи, «Либертанго» Пьяццоллы, когда в один из фестивальных дней репетицию возглавил сам Башмет. Их энтузиазм не могли скрыть ни плоский «волосяной» звук дешевеньких инструментов, не слишком, впрочем, удививший Башмета («не имей Амати, а умей играти – я сам на фабричном учился»), ни гораздо более поразившее его, альтиста, отсутствие в оркестре группы… альтов! Оказывается, в нашей стране – проблема с производством детских версий этого инструмента, так что пришлось челябинцам создать единственный в своем роде оркестровый коллектив с тремя группами скрипок (третья худо-бедно заменяет альтовую). А Башмету – рассказывать, в числе прочих проблем, и об этой губернатору Алексею Текслеру. Надеемся, теперь удастся решить ее, как и, допустим, проблему оркестровой библиотеки – точнее, фактического отсутствия таковой: партитур здесь пока настолько мало, что нынешнюю программу маэстро Уткин дирижировал по клавиру…

Детская нотная библиотека гостеприимна и очень ждет юных музыкантов, а также… сами ноты

К сожалению, никакими усилиями даже губернатора не вернуть ребятам столь чаемую ими поездку на Культурный форум в Петербург, в самый последний момент отменившийся из-за суровой политической обстановки. В эти дни всем нам приходится в той или иной степени наступать на горло собственной песне. Но трудности, бывает, и толкают к творчеству.

Так, Башмет и директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко уже думают о продолжении своего опыта с исполнением музыки под открытым небом, который они намерены развить в целый опенэйр-фестиваль. То, понятно, летом – а на зиму планируется новая театральная премьера. Спектакли Башмета прочно стали увлекательной главой нашей музыкально-театральной жизни – достаточно назвать недавнюю «Кроткую» по Достоевскому в Малом театре. Грядущая работа основывается на второй книге романа Константина Симонова «Живые и мертвые», показ назначен на дни празднования 80-летия Сталинградской победы. Правда, то уже не челябинский проект в прямом смысле слова, поскольку премьерная площадка – московская. Впрочем, где, как не на Челябинском тракторном, строили легендарные Т-34, громившие врага и на Волге, и на половине Европы?

После концерта удалось подсмотреть и такой сюжет: Башмет – чуткий пианист и самобытный композитор. Может, когда-нибудь решится явить публике и эти свои таланты? 

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12394
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7798
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7529
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6821
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6586
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?