СПИД ИДЕТ ЛАВИНОЙ

В первый день зимы - 1 декабря - весь мир традиционно отмечает День борьбы со СПИДом. В сущности, он нужен главным образом для одного: оценить ситуацию, принять соответствующие решения - и на уровне общества, и на уровне конкретных людей. С этой же целью Комитет по здоровью провел в Думе парламентские слушания, посвященные проблеме ВИЧ-СПИДа.

CТАТИСТИКА свидетельствует: катастрофа уже случилась. Сегодня мы можем говорить лишь о том, чтобы уменьшить ее размеры. КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ В РОССИИ РЕГИСТРИРУЕТСЯ ПРИМЕРНО ТЫСЯЧА ВНОВЬ ВЫЯВЛЕННЫХ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ. Регистрируется. А сколько заражается, но до поры не знает об этом?.. Всего в стране почти 70 тысяч официально зарегистрированных носителей ВИЧ-инфекции. Фактически, по расчетным данным, их не менее 500 тысяч, в основном - в возрасте до 25 лет. Половина зараженных ВИЧ заболевает СПИДом через восемь-десять лет, а к одиннадцатому году умирает. Лишь единицы живут больше двадцати лет с момента заражения. Лечение одного такого пациента стоит примерно десять тысяч долларов в год. И, скорее всего, полноценно лечить этих людей просто не будут. Потому что на такое лечение не хватит всего бюджета страны, выделяемого на нужды здравоохранения. Кто-то, наверное, помнит давнюю трагедию, когда по вине медработников в Элисте, Ростове и Волгограде были заражены 270 детей. Так вот, 170 из них живы, но адекватное лечение получают только 50 детишек: на всех у государства денег нет. Что само по себе - преступление, так как по закону больные СПИДом имеют право на бесплатное лечение.
Многие по-прежнему уповают на появление прививки от ВИЧ-инфекции. Это иллюзии. Действительно, работы по созданию вакцины ведутся во всем мире. Но, по самым оптимистичным прогнозам международных экспертов, она появится не раньше 2008 года. И еще несколько лет уйдет на то, чтобы оценить степень ее эффективности. Значит, на ближайшие годы главная цель у нас одна: не дать заразиться дополнительно миллиону или двум миллионам россиян. "Мы отдаем себе отчет в том, - говорит главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко, - что Россия с ее отрицательным демографическим приростом, по оценкам ВОЗ, при дальнейшем развитии эпидемии ВИЧ-СПИДа рискует остаться страной, которая никогда не восстановит демографический баланс". Можно сказать совсем просто: если не остановим эпидемию, нация будет вымирать ускоренными темпами.
По счастью, вирус иммунодефицита не передается по воздуху или при бытовом общении. Его распространение можно остановить, изменив поведение людей, научив их тому, как избежать встречи с инфекцией. Но такая задачка одним медикам явно не по силам. И в целом проблема ВИЧ-СПИДа уже давно вышла за рамки медицинской, стала государственной, общенациональной. Увы, эту очевидную истину осознали пока только специалисты. "Нигде в мире нет таких темпов прироста ВИЧ-инфекции, - констатировал на слушаниях председатель Комитета по здоровью Николай Герасименко. - Тем не менее во всем мире проблема ВИЧ-СПИДа считается заботой президентов и парламентов. У нас же она пока остается сугубо ведомственной, обсуждается в основном медиками".
Медики разглядели опасность не вчера. Еще в 1996 году была утверждена федеральная целевая программа "Анти-ВИЧ-СПИД", предусматривавшая целый комплекс мер по борьбе с инфекцией на период до 2000 года. За все это время она была профинансирована на 18 процентов, причем в основном деньги стали поступать с прошлого года. Отдельно существовала программа министерства науки по созданию вакцин. По своим программам работали многие другие ведомства и общественные организации. Никто их действия не координировал и не анализировал. А потому никто сегодня даже не способен оценить эффективность затраченных средств. Вывод напрашивается единственный: стране нужен мощный межведомственный орган, который мог бы объединить все усилия по противостоянию ВИЧ-инфекции. Во главе его должен стоять кто-то из высшего руководства страны: президент, вице-премьер или секретарь Совета безопасности.
Мировой опыт стократно доказал: наиболее эффективные меры борьбы с ВИЧ-СПИДом - сугубо профилактические. Прежде всего - это программы обучения населения безопасному поведению. Между тем у нас львиная доля бюджетных средств, выделенных "на СПИД", уходит на тестирование доноров (не делать этого по понятным причинам нельзя). На остальные деньги пытаются лечить кого могут и как могут. Профилактика в некоторых регионах ведется за счет местных бюджетов. По оценке директора Российского центра профилактики и борьбы со СПИДом академика Вадима Покровского, из всех средств, поступающих из разных источников, не более 7-10 процентов тратится на профилактическую работу. В соответствии с рекомендациями ВОЗ для успешной борьбы с эпидемией СПИДа на профилактику должно идти не менее 50-60 процентов всех сил и средств. Пока мы не уразумеем смысл давно известного изречения - предупредить болезнь легче и дешевле, чем ее лечить, - ситуация будет ухудшаться в геометрической прогрессии.
Как часто водится на Руси, наше общество породило особый путь развития эпидемии ВИЧ-СПИДа. Почти во все регионы страны недуг ворвался "на плечах" у наркомании. Сегодня более 95 процентов новых случаев инфекции регистрируются именно среди потребителей наркотиков. Такой ситуации нет нигде в мире. Два страшных зла слились в одно - и оттого стали стократ опаснее.
Кто-нибудь "на самом верху" государства осознал опасность? Сомнительно. "Федеральная программа по борьбе с наркотиками была принята, но ни на одну копейку не профинансирована за 1995-1997 годы, - заявляет начальник Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Александр Сергеев. - Принята новая программа на 1999-2001 годы - она также не профинансирована до сегодняшнего дня ни на один рубль. Правда, сейчас, в декабре, обещают кое-какие средства выделить и для Минздрава, и для Минобразования, и для МВД, чтобы мы успели их израсходовать до конца года. И на том спасибо". Конечно, борьба ведется. Вот только с кем? Мы то и дело видим на телеэкранах задержанных наркокурьеров. Но разве может кто-нибудь вспомнить хоть один процесс над крупным наркодельцом? Один из депутатов сформулировал так: "Необходимо изменить практику, которая позволяет вместо борьбы с наркопреступностью бороться с пылью в карманах. Надо понять: мы боремся с наркобаронами или с мальчишками, которые уже попали в зависимость?" Напомним: возраст первой пробы наркотика уже снизился у нас до 12-14 лет. Но о серьезной работе по профилактике наркомании пока говорить не приходится все по тем же причинам - не находится на нее денег у государства Российского...
Эпидемия ВИЧ-СПИДа - как жуткий снежный ком, который катится по стране, порождая все новые сложнейшие задачи. Отдельная проблема - донорская кровь. Спасибо медикам. С 1996 года по всей стране зафиксировано всего 11 случаев заражений из-за переливаний крови. Но число инфицированных доноров неуклонно растет: в 2000 году их уже выявлено около 300. Значит, и риск заражений неизбежно увеличивается. В похожей ситуации - когда эпидемия СПИДа начиналась в США и Японии - дети, страдающие гемофилией, были инфицированы ВИЧ на 80 процентов. Чтобы решить проблему, опять-таки нужны немалые средства.
Еще одна серьезнейшая проблема, порождающая много бед, - мифы по поводу ВИЧ-инфекции, спидофобия. До сих пор вокруг "спидоносцев" клубится ненависть и требования их изолировать. Хотя из года в год врачи повторяют: не передается эта инфекция через рукопожатия. "Мы десять лет наблюдаем 150 зараженных детей, - терпеливо объясняет главный врач Республиканской клинической больницы Петербурга Евгений Воронин. - У них есть братья и сестры, в основном они живут в семьях. И до сих пор мы не знаем НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ заражения кого-то из родственников бытовым путем".
Врачи в силу профессии обязаны быть самыми информированными по поводу инфекции, тем более что их опасения заразиться вполне справедливы. Но и они упорно цепляются за иллюзию, будто ВИЧ-инфицированных можно и нужно как-то "отгородить", изолировать. Увы, при нынешнем размахе эпидемии выход только один: работать с КАЖДЫМ пациентом с учетом риска инфекции, то есть соблюдая все меры предосторожности. Охотно верю, что хирургам или стоматологам, например, удобнее работать без перчаток. Но эпидемия просто не оставляет им выбора, диктуя необходимость самых жестких мер безопасности. Отказ считаться с этой реальностью уже не раз оборачивался трагедией.
Вот в этом и состоит главный итог всех размышлений по поводу ВИЧ-СПИДа: сегодня эпидемия - это наша реальность, наша невеселая повседневность. Каждый день она приносит все новые мучительные вопросы. Как решать судьбу малышей, рожденных ВИЧ-инфицированными мамами? Что делать с ВИЧ-инфицированными заключенными в тюрьмах? Призывать ли ВИЧ-инфицированных в армию? Чтобы найти ответы на эти и десятки других вопросов, ими надо как минимум заниматься. Сегодняшние усилия, направленные на противостояние эпидемии СПИДа, хаотичны, явно недостаточны и по-прежнему не выходят на уровень единой государственной политики. Цена этой недальновидности возрастает с каждым днем.