"СЛАВНЕФТЬ" ДОЗАПРАВИТ "БОИНГИ"

Не знаю, как называется танкер, который 19 ноября с грузом авиационного турбинного керосина (АТК) отправился из таллинского порта Мууга в Западную Европу. Я бы назвал его "Пионер", потому что фактически он выполняет роль первопроходца. Торговые пути на Запад хожены-перехожены, а вот светлый нефтепродукт, полученный методом высоких технологий, отправляется из "сырьевой" России в "цивилизованную" Европу впервые. Отметим уникальность этого момента.

Конечно же, все понимают, что гораздо выгоднее торговать переработанной продукцией, чем сырьем. Но "легко сказка сказывается, трудно дело делается". Состояние нашей промышленности таково, что даже обладающие вполне приличным финансовым ресурсом российские нефтяные компании поднимают технологический уровень своих предприятий потихонечку. Тем знаменательнее, что одной из них - "Славнефти" - удалось совершить прорыв.
Что такое АТК? Любое горючее - автомобильное, а уж тем более авиационное -имеет сложный состав. Каждый его компонент должен соответствовать целому набору жестких требований. Разработка горючего, которое используют современные воздушные лайнеры, - удел "гигантов", а его изготовление требует соответствующего технического уровня и по силам далеко не всем. Например, горючее "Джет А-1", которое применяют для своих реактивных двигателей пассажирские "Боинги" и многие другие самолеты самых разных классов, разработано одной из крупнейших в мире компаний "БиПи" (ранее известной, как "Бритиш Петролеум"). Так вот, "Джет А-1" становится горючим лишь тогда, когда в него добавлен ключевой компонент - АТК. Авиационный турбинный керосин - поистине "золотой ключик", лишь с помощью которого можно раскрыть волшебные свойства "Джет А-1". Однако ключик этот - с большим секретом, и далеко не каждому удается изготовить его.
На создание комплекса по производству АТК на перерабатывающем предприятии "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ЯНОС) с учетом переговорного периода ушло пять лет и 30 млн. рублей. Технику компания купила у "БиПи", но все работы вела при помощи своих специалистов. Серийное производство продукта началось в середине сентября. В трюмах танкера уплыло в Европу 13,5 тыс. тонн АТК - столько получено за первые два месяца. Дальше планируется выпускать до 10 тыс. тонн турбинного керосина ежемесячно. В соответствии с заключенным контрактом в течение первых пяти лет весь произведенный в Ярославле продукт будет отправляться за рубеж и там реализовываться через сбытовую сеть "БиПи".
Давайте по достоинству оценим последний факт. Отрезвленные реалиями последнего десятилетия, мы уже не поверим даже в одномоментную благотворительность западной фирмы по отношению к российскому промышленному предприятию, а уж тем более в такую благотворительность, которая закреплена многолетним контрактом. "БиПи" взяла на себя эту миссию, потому что она выгодна. Топливо, составленное с применением компонента, произведенного фирмой "Славнефть", так же эффективно, качественно и надежно, как и горючее, произведенное лучшими компаниями мира. В любой точке планеты пассажирские "Боинги", транспортные и другие самолеты могут безбоязненно заливать его в свои чрева, не опасаясь за конкурентоспособность и безопасность. Экономический миропорядок какой-то своей частью стал опираться на российский продукт.
Не переоценивая количественную сторону этого явления, воздадим должное качественной. Радуясь происходящему в последнее время росту экономических показателей в стране, мы понимаем, что в значительной мере обязаны ему "направлением ветра" в ценообразовании на нефть. Жизнь, построенная на использовании "направления ветра", чревата неожиданными и большей частью неприятными и не зависящими от нашей воли переменами.
В этом смысле принципиальное качественное значение достижения "Славнефти" состоит в его фундаментальности и необратимости. Оно, по сути своей, долгосрочно и потому, что стоит на фундаменте современной технологии, и потому, что в данном случае маленький новый островок российской промышленности прочно связан с "материком" мировой экономики.
Это, собственно, и является целью долгосрочных экономических программ, еще только разрабатываемых в стране, для которых "Славнефть" дала хороший практический пример.