ИЗ ГЛАВНЫХ ЭНЕРГЕТИКОВ - В ГЛАВНЫЕ ОЛИГАРХИ?

Недавняя серия стремительных вояжей председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса по стране, по официальной версии, была предпринята для согласования с местными руководителями доработанной программы реструктуризации национальной энергосистемы. Но, судя по набору встреч, обсуждавшимся вопросам и, самое главное, результатам, эти поездки имели не только экономический характер. Содержание подготовленной энергетиками концепции ставит столь значимые для глав территорий проблемы, а перспектива ее реализации настолько сильно зависит от их поддержки, что авторы проекта волей-неволей вынуждены затрагивать и сугубо политические материи.

Идет по-настоящему большая игра, и вопрос стоит предельно просто: или Чубайсу придется учитывать специфические интересы местных властей в обмен на их согласие поддержать реформу РАО "ЕЭС", или ему придется отказаться от ряда принципиальных положений своей концепции. Поэтому сегодня судьба региональных энергетических предприятий ставится рядом глав территорий в зависимость от готовности руководителя РАО "ЕЭС" отстаивать интересы региональной элиты в федеральной политике.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АЛХИМИЯ, ИЛИ ЧЕГО ЖДУТ ОТ ГУБЕРНАТОРОВ
Все последние годы эту весьма выгодную нишу занимал Борис Абрамович Березовский с его челночной дипломатией. Сегодня он оказался не у дел. Но свято место пусто не бывает. Выступая против института посредников в собственной отрасли, глава РАО стоит перед заманчивой перспективой - попытаться сыграть роль посредника между регионами и Центром.
Благодаря административной реформе губернаторы лишились ряда возможностей для прямого и легального влияния на федеральную политику. Открыто заявлять о своем несогласии с руководством страны по тем или иным вопросам осмеливаются немногие, и потому ищут такого человека "наверху", который мог бы проводить их линию в жизнь мягко, без лишнего шума, исподволь - на правах члена "ближнего круга".
Разумеется, такой нужный человек достоин вознаграждения, и он может рассчитывать на ответные шаги. Какие? На уступки по части контроля над региональными энергетическими объектами: согласие закрывать глаза на отключение предприятий и учреждений, не способных своевременно оплачивать электроэнергию; повышение доли "живых" средств в оплате за продукцию РАО "ЕЭС", на поддержку реструктуризации по-чубайсовски... Это именно то, что нужно главному энергетику, чего руководство РАО безуспешно добивается от губернаторов и контролируемых ими региональных энергетических комиссий уже не первый год.
Похоже, рецепт чудесного, почти алхимического превращения металлов в золото, а противников - в союзников у Чубайса есть. Во всяком случае, некоторые аналитики видят его в обмене губернаторами экономических уступок на политический союз с главным энергетиком. При таком раскладе Анатолий Борисович мог бы продемонстрировать президенту свою эффективность в качестве менеджера-реформатора и переговорщика. Вот только... есть ли главному энергетику что отдавать взамен? Не торгует ли он воздухом, претендуя на то, чтобы эффективно лоббировать интересы территорий? Помнится, Борис Абрамович Березовский частенько грешил по этой части, обещая золотые горы и хвастаясь феноменальными способностями решать любые проблемы на самом высоком уровне.
ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ РЕВАНШ ПРОТИВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Итак, по плечу ли Чубайсу роль могущественного кремлевского лоббиста? О степени влияния главного энергетика на руководство страны даже среди экспертов нет единого мнения. Заметно, что многие в федеральной элите негативно относятся к излишнему "мельканию" Чубайса в политике. По многим признакам можно сделать вывод, что выход Чубайса за границы его должностных обязанностей не особенно приветствуется. Ему отводится роль вполне соответствующая его формальному статусу. А статус топ-менеджера крупнейшей полугосударственной корпорации имеет определенный политический оттенок, однако не предполагает прямого участия в политике. Тем более - возможности "разруливать" столь важный для федеративного государства вопрос, как отношения Центра и регионов. Известно, что этот проблемный узел вот уже долгое время находится под личным контролем президента, последовательно ведущего курс на укрепление централизующих начал российской государственности, восстановление исполнительской вертикали, удаление региональных элит с переднего плана российской политики.
Тем не менее определенное влияние Чубайс, очевидно, сохраняет. Об этом говорит и занимаемый им пост, и та смелость, с которой он отстаивает свои, порой весьма спорные позиции в непростых ситуациях, например, конфликт с акционерами по поводу программы реструктуризации РАО. Многие соратники Чубайса занимают видные посты в правительстве. Тот очевидный факт, что после смены главы государства глава электроэнергетической монополии сумел сохранить свой пост и как танк продвигает вперед программу реструктуризации компании, может служить достаточным основанием для того, чтобы считать его весьма влиятельным участником российской политики.
КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ
Анатолий Борисович, покинув правительство и публичную политику более двух лет назад, на деле никогда не прекращал заботиться о своих политических ресурсах. Он был и остается реальным руководителем Союза правых сил (кстати, в ходе недавнего визита в Красноярск Чубайс встретился с местным активом СПС). Кандидаты в губернаторы на региональных выборах, пытаясь заручиться поддержкой "правых", идут именно к нему. Памятуя о политическом весе средств массовой информации, Чубайс целенаправленно формирует на деньги РАО "ЕЭС" собственную медиа-группу. Уже куплен весомый пакет акций телеканала RENTV, ведутся переговоры о приобретении влиятельной столичной радиостанции, поговаривают о заинтересованности Чубайса в приобретении одного из солидных ежедневных печатных изданий.
В этом аналитики видят концентрацию и подтягивание ресурсов, вполне достаточных - при желании, конечно, - для превращения руководителя национальной энергосистемы в полноценного "главного олигарха", претендующего на место в российской политике, которое стало вакантным после ухода со сцены Березовского и Гусинского. Такой расклад наиболее устраивает "героев вчерашних дней" - ту значительную часть региональных руководителей, которые не видят для себя возможностей адекватно выражать свои интересы и реализовывать свои властные амбиции в сегодняшних реалиях. То, что не удалось Березовскому, полагают они, может сделать Чубайс.
Впрочем, эффективность такого подхода более чем проблематична. Административная реформа уже набрала темп, и хотя конфигурация политических отношений Центр - регионы еще достаточно подвижна, понятно, что возврата к недавнему прошлому не будет. К прошлому, в котором могли существовать - и отлично себя чувствовали! - великие комбинаторы типа Березовского. Навевая губернаторам "сон золотой", Анатолий Борисович, хочет он того или нет, мешает им искать пути встраивания в систему власти новой - путинской эпохи.