ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОЛАНДА

Распоряжением мэра Москвы Юрия Лужкова квартира N50 в доме 10 по Большой Садовой улице, в которой с 1921 по 1924 год жил писатель, передана фонду имени Булгакова. Но музей в "нехорошей квартире" так и не появился, она по-прежнему опечатана, а почитателей творчества писателя не пускают даже в подъезд.

НЕСЧАСТЛИВЫЕ МЕТРЫ
Еще 20 лет назад бывшую коммуналку, состоящую из 12 комнат, занимало конструкторское бюро. О непреходящей ценности квартиры, в которой Михаил Афанасьевич "прописал" Воланда со свитой - героев романа "Мастер и Маргарита", заговорили лишь в 1991 году. Созданный фонд имени Булгакова открыто обозначил свои претензии на право занимать исторические метры. Разрешения на переезд удалось добиться только в 1997 году. С сотрудниками фонда город заключил договор аренды на пять лет. Однако после его окончания вопрос о принадлежности квартиры повис в воздухе, и ее опечатали. Власти опасались получить очередной офис или ресторан в центре города. К тому же жильцы дома были против размещения рядом с ними каких-либо организаций. Достаточно того, что в подъезде регулярно собирались поклонники романа.
В ГОСТИ К ВОЛАНДУ
Еще когда в квартире обитало КБ, одна из сотрудниц завела традицию пускать поклонников творчества Булгакова к их святыне. Жизнь обитателей дома, а надо сказать, что квартиры там занимали не только организации, но и рядовые обыватели, очень быстро превратилась в сущий кошмар. Вот уже второй десяток лет "булгакоманы" с упорством, достойным лучшего применения, расписывают стены цитатами из романа, портретами котов и демонических женщин, дебоширят и распивают спиртные напитки на лестнице. Пожарным четырежды приходилось выезжать на тушение пожаров в злополучном подъезде после того, как подвыпившие фанаты разыгрывали сцену из романа - бал у сатаны.
ПРИЗРАК БЕГЕМОТА
Второй год квартира N 50 стоит опечатанной. Вход в подъезд преграждает кодовый замок. Местные жители отказались пускать меня, не помогло даже журналистское удостоверение. Попасть внутрь удалось только с помощью Игоря Козлова, экскурсовода культурного центра "Булгаковский дом", открытого еще в мае по соседству - в квартире N 52. Владеют им частные предприниматели и за свой счет проводят выставки и экскурсии по булгаковским местам. Сотрудники "Дома" как могут охраняют настенную живопись - некоторые из работ не лишены художественной ценности. Жильцы же беспощадно замазывают их черной краской. Но между черными квадратами легко читаются вещие слова прокуратора Иудеи и каракули типа "Спартак" - чемпион". Очевидцы утверждают, что закрашенные изображения Воланда проявляются даже на черном фоне. Другой "фокус" - это появление незабвенного кота Бегемота. Игорь Козлов, начавший водить экскурсии в "нехорошую квартиру" семь лет назад, вспоминает, как жена тогдашнего президента Польши была страшно напугана, когда в момент экскурсии внезапно погас свет и мимо с мяуканьем прошмыгнула кошка. Правда, Игорь делает оговорку: кот показывается не всем, а только тем, в ком есть чертовщинка.
СЛОВО ЗА ЖИЛЬЦАМИ
Даже темные силы бессильны противостоять решению городских властей. В начале ноября мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о возвращении "нехорошей квартиры" фонду имени Булгакова. "К фонду квартира переходит с жестким условием ее целевого использования для организации деятельности по пропаганде творчества Михаила Булгакова, и вопрос о доступе посетителей будет решаться совместно с жильцами дома", - рассказала "Труду" заместитель главы управы "Пресненская" Елена Лукоянова.
Как ни странно, но у писателя, чьи романы переведены на 140 языков мира, в Москве до сих пор нет своего музея. А ведь помимо квартиры на Большой Садовой Булгаков успел несколько лет прожить в доме N 35А по Большой Пироговской, а также в Нащекинском переулке. По последнему адресу сейчас "прописана" трансформаторная будка, так как дом был разрушен еще 6 лет назад, а историческая квартира на Большой Пироговской сдается под офис. Попытка скульптора Александра Рукавишникова в прошлом году поставить на Патриарших прудах памятник автору "Мастера и Маргариты" и главным действующим лицам романа закончилась скандалом. По словам главы фонда имени Булгакова Инны Чудаковой, "нехорошей квартире" тоже вряд ли удастся стать музеем писателя, так как личных вещей того периода практически не сохранилось. Скорее всего, в ее стенах будут, как и в квартире N 52, проходить тематические выставки, посвященные творчеству Булгакова. Первую из них сотрудники фонда надеются открыть уже в январе, если в ближайшее время управа передаст им ключи от квартиры.
ОБ АННУШКЕ, И НЕ ТОЛЬКО
Сам Михаил Афанасьевич квартиру на Садовой не любил во многом из-за жильцов остальных одиннадцати комнат, с которыми он постоянно конфликтовал. Например, знаменитая Аннушка, пролившая масло на трамвайные пути, - не кто иная как соседка Булгакова по 50-й квартире Анна Горячева. Однако дом прославился не только благодаря булгаковским персонажам. Например, будучи в гостях у общего знакомого, здесь впервые встретились Сергей Есенин и Айседора Дункан. В общем, историческое место.