ЛИКБЕЗ ОБЩЕГО РЕЖИМА

Старейшей и единственной в исправительных учреждениях Карелии общеобразовательной школе при сегежской колонии N7 недавно исполнилось 35 лет.

Сегодня занятия в школе ведутся в две смены в 15 классах - с пятого по двенадцатый. Учатся 314 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. С ними работают 15 преподавателей. Обычные, как в любой школе, предметы - математика, русский язык, история, география, химия... Иностранным языкам, правда, не учат. Как правда и то, что многие школяры-осужденные даже родным языком владеют плохо. А в прошлом году, как рассказал директор школы Николай Крот, был здесь совсем неграмотный молодой человек. Учительница занималась с ним, как с первоклассником. Учила складывать буквы и читать по слогам. Когда получалось, он радовался как ребенок.
- В последнее время к нам поступают молодые люди с довольно низким уровнем образования, - говорит корреспонденту "Труда" начальник ИК-7 подполковник внутренней службы Вячеслав Лянго. - Вот и приходится учить. После окончания школы выдаем соответствующие документы. За последние пять лет более полутора тысяч осужденных получили аттестаты о среднем образовании.
- Отличники есть? - спрашиваю директора школы.
- Лишь единицы оканчивают на "хорошо", - улыбается Николай Петрович. - У большинства "тройки".
Низкий образовательный уровень осужденных (в сегежской колонии общего режима их 761 человек, 60 процентов - люди моложе 25 лет) сказывается и на производственной деятельности. В цехе пластмассы, например, постоянная нехватка квалифицированных кадров. Приходится обучать молодых осужденных рабочим профессиям. Только, кажется, тот приноровился, стал нормально трудиться, глядишь - срок закончился. Появляются новички, которые тоже ничего не умеют. Как сказал Вячеслав Лянго, некоторые из подопечных не знали, как пользоваться штангенциркулем, мерили детали спичечными коробками.
Предприятие колонии отличается многопрофильностью. Выпускает продукцию из металла, дерева, пластмассы. Трудятся в промзоне (как и в школе) тоже в две смены. В среднем зэки зарабатывают 51 рубль в день. Работа дает возможность иметь деньги на личном счету, погашать судебные иски потерпевших и, главное, в труде время быстрее идет. Кстати, после освобождения осужденные получают справки о времени, отработанном на производстве. Оно потом заносится в трудовую книжку, плюсуется к общему стажу и учитывается при расчете пенсии. А коль так, то есть смысл не отлынивать от работы в зоне. Если, конечно, осужденному не "до лампочки" свое будущее и размер пенсии.