ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ "РОЗОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ"

Грузинские парламентарии поставили вопрос о целесообразности пребывания республики в составе СНГ. Центробежные устремления вызвали острую критику в адрес официального Тбилиси со стороны многих политиков, причем не только российских. Почему в Грузии ставят вопрос о выходе из Содружества? Как это скажется на ее отношениях с Россией? Об этом в беседе с корреспондентом "Труда" рассуждает известный политолог, глава центра геополитических экспертиз Александр ДУГИН.

- Ничего удивительного в таких намерениях грузинских политиков нет. Смысл событий, которые произошли в Грузии во время "революции роз", как раз и заключался в отторжении от России. Это была победа атлантистского направления в геополитике над евразийским, которое подразумевает сближение постсоветских государств.
Задачи по выходу Грузии из СНГ и вхождению ее в блок НАТО изначально ставились творцами "революции роз", которые использовали Михаила Саакашвили, грузинскую оппозицию для реализации своих целей, связанных с расчленением постсоветского пространства. Об этом, между прочим, не раз говорил Збигнев Бжезинский...
- Но пока грузинский парламент не ставит впрямую вопрос о выходе из СНГ, а лишь обсуждает такую возможность. Как, на ваш взгляд, будут развиваться события?
- Не думаю, что Грузия будет действовать слишком резко. Однако, повторяю, именно такого развития событий и следовало ожидать после победы Саакашвили.
- Но вот премьер-министр Грузии на днях попытался успокоить общественность - заявил, что страна не намерена выходить из Содружества...
- На мой взгляд, заявление премьер-министра - обычный дипломатический ход. Это как бы смягчение, сглаживание ситуации, подслащивание пилюли. Геополитическая повестка дня - вещь более серьезная, чем дипломатические ухищрения. Речь идет не о том, что Грузия выйдет из состава СНГ немедленно. Но республика достаточно четко обозначает свои намерения. Обсуждается вопрос о сроках, постепенности этого процесса. Ситуацию надо понимать так: курс на выход из СНГ Грузия не только объявила, но и сделала на этом пути серьезный шаг.
- Так, может, скатертью дорожка? Ведь некоторые грузинские политики, высокопоставленные чиновники ведут себя по отношению к России, мягко говоря, бестактно, а мы их фактически поддерживаем, поставляя в страну относительно дешевые энергоносители, электроэнергию. Выйдет республика из СНГ - сама себя и накажет и "режим Саакашвили" тоже...
- Не согласен. СНГ для нас - последняя связь с той социально-политической, геополитической моделью, которая существовала веками - в Российской империи, в Советском Союзе. Задача наказать Саакашвили - не стоит. Это резко противопоставит нас Западу, напугает других партнеров по Содружеству, ударит по грузинскому народу. Задача в другом: сохранить постсоветское пространство, укрепить единство. Политики, президенты приходят и уходят, а интересы народов остаются. Пока есть такая юридическая инстанция - СНГ, всегда можно вернуться к обсуждению положения дел в ней с другим президентом. А вот если осуществляется решительный юридический разрыв, то вернуться гораздо сложнее. Поэтому те из российских и грузинских политиков, которые всерьез встревожены ситуацией, ясно осознают, что мы понесем основательные потери. Попробуйте представить развитие событий в случае выхода Грузии из состава СНГ. Последуют ответные шаги Москвы. Может быть сделана окончательная ставка на поддержку Абхазии и Южной Осетии. А там недалеко и до прямого конфликта с Грузией. Ситуацию легко обрушить, но трудно восстановить. Мне представляется, что пока Грузия остается в составе СНГ, необходимо сделать все, чтобы вразумить недальновидных деятелей, обратить вспять разрушительные процессы на пространстве Евразии.
- Но вот и президент Украины Ющенко критикует СНГ. Немало признаков слабости организации. Какое, на ваш взгляд, будущее у Содружества?
- СНГ было задумано как инструмент вежливого развода постсоветских государств. Но президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в свое время предложил на базе Содружества создать инструмент геополитической интеграции. Он назвал эту возможную структуру Евразийским союзом. А вот ГУАМ - эту организацию пытаются реанимировать Киев и Тбилиси - призвана ускорить "развод". На постсоветском пространстве есть три объединительные, интеграционные структуры - ЕврАзЭс, ОДКБ, ШОС вместе с Китаем. Дезинтеграционная - ГУАМ. А СНГ - как бы между ними. Функция Содружества неустойчива. Это площадка для поддержания диалога. Она может быть инструментом и для развода, но и для объединения. И критиковать ее за это бессмысленно. СНГ оставляет шанс объединения, дает возможность осуществить идею Евразийского союза. Словом, я уверен: с СНГ лучше, чем без него.