НАРИСУЕМ - БУДЕМ ЖИТЬ

Трудно представить себе высокобюджетный зарубежный или отечественный кинопроект без использования компьютерной графики и спецэффектов. Но было бы ошибочным считать, что современные технологии нужны лишь для дорогих полнометражных картин и для режиссеров уровня Джорджа Лукаса. Так же как не стоит и думать, что они по карману лишь продюсерам блокбастеров. Напротив, с помощью компьютера можно сэкономить время, человеческие ресурсы съемочной группы, а стало быть, и деньги. И это сочетание выгод особенно важно при производстве телесериалов, когда серии выдаются конвейерным способом. Сегодня мы познакомим вас с некоторыми видами компьютерных технологий, применяемыми в современном сериальном производстве. А помогут нам в этом кудесники из компании "The Framelab", работающие над сериалами "Адъютанты любви" и "Не родись красивой".

"МНЕ В ПАРИЖ ПО ДЕЛУ СРОЧНО!"
Почитателям "Адъютантов..." известно, что география фильма чрезвычайно обширна: Санкт-Петербург, Париж, Египет... Разнообразие ландшафтов и исторической архитектуры, на фоне которых появляются любимые герои, приятно радует глаз зрителя. И невольно заставляет подумать о том, как, наверное, приятно провели время актеры в свободное от съемок время. Но все дело в том, что весь сериал снимается в Москве и Московской области. "Как же так?" - спросит зритель. Элементарно! Отправляетесь в лесопарк "Кузьминки", выбираете хороший кусок натуры, ставите зеленый или синий экран (хромакей) и на его фоне снимаете. А все необходимые красоты художники дорисуют на компьютере. Хочешь - Барбезон, хочешь - Васильевский остров двухсотлетней давности. А для того чтобы прогуляться среди египетских пирамид, съемочной группе достаточно отправиться на песчаный карьер в Лыткарино.
РАЗМЕР ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ
Если вы нашли для съемок подходящий особнячок, но его этажность не соответствует сценарию - не беда. Художник на компьютере дорисует ровно столько этажей, сколько вам необходимо. Хотите построить церковь рядом с особнячком, разбить цветник или показать панораму несуществующего города - не вопрос, такая работа дизайнерам не в новинку. Хотите посадить птичку на окно - пожалуйста: художник с помощью трехмерной графики разработает модель. В ответ на вопрос, почему бы не посадить на окно живого голубя и не заснять его, компьютерщики резонно отвечают: животные, как правило, неохотно подчиняются командам режиссера. Пока получится нужный план, будет потеряно драгоценное время, а завтра - эфир! Так что проще нарисовать. Бывают и вовсе курьезные случаи. В одной из сцен сериала "Не родись красивой" из игрального автомата должны были сыпаться монеты - определенное количество. Оказалось, что производителям сериала гораздо проще обратиться к графикам, нежели договориться с хозяином игорного зала. В результате на пленку сняли просто стоящий в зале автомат, а сыплющиеся из него монетки дорисовали на компьютере.
РАЗ - РОМАШКА, ДВА - РОМАШКА
В массовых сценах киноэпопеи "Война и мир" Сергея Федоровича Бондарчука участвовало более 120 тысяч солдат-статистов. Нынешние возможности компьютерной графики позволяют ограничиться парой десятков человек. Технология проста: одеваем статистов в костюмы, приводим их на стадион и отдаем команду маршировать. Потом помещаем наших бойцов на виртуальный плац, размножаем - и батальная сцена готова. Этим способом экономии на массовке не пренебрегают и производители большого кино, достаточно вспомнить сцену атаки в "Турецком гамбите"...
ФЛЭШБЕК И ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ
Если вы хотите сконцентрировать внимание зрителя на каком-либо объекте, можете применить технику т.н. флэшбек. Это когда в черно-белом кадре один из объектов выполнен в цвете, как, например, знаменитая девушка в красном платье из "Матрицы". С помощью цветокоррекции можно решить проблемы любого уровня. Например, на съемках сериала "Не родись красивой" героиня Виктория разъезжает на роскошном красном автомобиле. И все бы ничего, да хозяин машины уехал и случайно ключи с собой прихватил. Найти вторую такую же красную машину съемочной группе не удалось. И тут волшебники не подвели. Теперь на съемках Виктория ездит на желтом авто такой же марки, а ребята потом на компьютере ее перекрашивают. Дешево и сердито.
ПОЧЕМ "ОПИУМ" ДЛЯ НАРОДА?
И немного о цифрах. Спецэффекты для кино можно условно разделить на три категории по степени сложности, из которой и складывается себестоимость продукта. Статичный кадр, в котором, скажем, перерисовывается задний план, дорисовываются или убираются объекты, обойдется вам как минимум в 500 $ за секунду. Такой же кадр, но с движением камеры будет стоить уже порядка 700 $. Ну а кадр со сложными эффектами - крупными планами, пиротехникой, облетами камеры и движением кораблей - стоит не меньше 1000$ за секунду. Для сравнения: стоимость самого простого спецэффекта в крупнейшей голливудской корпорации "Industrial Light & Magic", созданной некогда Джорджем Лукасом для разработки "Звездных войн" и занимавшейся такими блокбастерами, как "Пираты Карибского моря", "Война миров" и "Гарри Поттер", составляет 11000 $/сек. Ну, на то он и Голливуд...