ЕСТЬ ТАКАЯ МУЗЫКА!

Казалось бы - ну какая сила может заставить стоять рядком и чуть ли не в унисон говорить одни и те же восторженные слова таких разных людей, как, скажем, Александр Соколов и Михаил Швыдкой, еще недавно выяснявших отношения в суде? Конечно, речь не о мировом соглашении между нынешним и бывшим министрами культуры, а о более высокой материи...

Нет, кроме шуток, - есть такая сила. Это - музыка. И не всякая, а та, что звучала на Новой сцене Большого театра в минувший понедельник: здесь состоялся торжественный концерт Большого симфонического оркестра имени Чайковского, который нынче празднует свое 75-летие. "Я впервые понял, что такое гармония и подлинная культура оркестровой игры, еще в детстве, услышав БСО", - признавался в перерыве журналистам Михаил Ефимович. "Пожалуй, в глазах публики мира сегодня только Большой симфонический продолжает поддерживать высокий уровень, свойственный некогда лучшим русским оркестрам", - как бы вторил Александр Сергеевич.
Вот ведь удивительное дело - привычно слышать критические отзывы об акустике Новой сцены, якобы и неважно рассчитанной проектировщиками, и еще "необпетой", необыгранной музыкантами... Но на сей раз об этих недостатках забылось.
Уже после поэтичного отрывка из Первой симфонии Чайковского "Зимние грезы" начались приветствия оркестру - от Малого театра, Московского университета... Одна швейцарская фирма даже сделала женщинам БСО подарок - чудесные шелковые платья, продемонстрированные тут же, на сцене.
Своеобразным приветствием коллективу было и участие в программе вечера таких именитых солистов, как пианисты из Вены Олег Майзенберг и Елизавета Леонская, сыгравшие вместе с БСО двухрояльный концерт Моцарта.
Во втором отделении этот ряд продолжила солистка Большого Мария Гаврилова, успешно справившаяся при поддержке струнной группы все того же БСО с заковыристым "романсом в народном стиле" Родиона Щедрина под загадочным названием "Таня-Катя". Свою трактовку ариозо Онегина предложил итальянский баритон Лючио Галло. И в конце солисты, хор Академии хорового искусства и оркестр объединились в могучем "Гимне искусству" Скрябина.
Ну а как объясняет стабильный успех коллектива человек, возглавляющий его более 30 лет, - дирижер Владимир Федосеев? Владимиру Ивановичу ложный пафос не свойственен, и в артистической он был немногословен:
- Мы много и согласно работали. Я относился и продолжаю относиться к музыкантам как к любимым чадам, они платят мне ответной любовью. И вместе уповаем на Божию помощь.
Концерт в Большом театре стал только началом фестиваля БСО протяженностью в месяц. Его название - "Вера, надежда, любовь... " Праздник захватит не только Москву, но и Вену - Золотой зал местного Музыкального общества, где так часто австрийская публика аплодировала Федосееву... В ближайшую субботу в Большом зале Московской консерватории состоится вечер, на котором будут подведены итоги конкурса на лучшее музыкальное и литературное произведение малой формы, объявленного БСО среди молодых композиторов и писателей. О многосторонности творческих интересов коллектива и дирижера засвидетельствуют две "монографические" программы, одна из которых посвящена гению австрийского "модерна" Густаву Малеру. А 16 декабря, в 90-ю годовщину со дня рождения Георгия Свиридова, федосеевцы исполнят сюиту "Метель" и "Патриотическую ораторию" последнего великого русского композитора XX века, энтузиастом творчества которого был и остается Владимир Федосеев.