СОМОВ ПОБИЛ АЙВАЗОВСКОГО

Настоящим градом рекордов завершились в среду очередные "русские торги" на лондонском аукционе "Кристис". Общая сумма продаж дошла до небывалой отметки в 28 миллионов 202 тысячи фунтов стерлингов (около 56 миллионов долл.). Это абсолютный рекорд продаж русского искусства в мире на сегодняшний день.

Сразу девять лотов были проданы более чем за миллион фунтов каждый. Кроме того, на аукционе установлено шесть рекордов цены за произведения ряда авторов. Как и ожидалось, самым дорогим лотом стала пара императорских фарфоровых ваз 1830 года, подаренных Николаем I французскому посланнику в России. Они были куплены за 2 миллиона 248 тысяч фунтов стерлингов анонимным покупателем, делавшим ставки по телефону.
Неожиданно завершились торги картин русских художников. Самым потенциально дорогим лотом считались полотна знаменитого на Западе русского мариниста Ивана Айвазовского. Однако больше всего было уплачено за картину Константина Сомова "Русская пастораль" - 2 миллиона 696 тысяч фунтов стерлингов - абсолютный рекорд. Столько за произведение русского искусства еще никто никогда не платил!
Полотно было написано в 1922 году, в 30-е годы прошлого столетия оно выставлялось в Берлине и Париже. Стартовая цена картины была установлена в 200 тысяч фунтов стерлингов и была превышена в 12 раз! В десять раз дороже стартовой цены - за 100 тысяч фунтов стерлингов была продана картина Поленова "Стервятник на Балканах" из коллекции императора Александра III. Рекордные цены были заплачены также за картины Бориса Григорьева, Павла Филонова, Александры Экстер.
Десятью рекордами днем ранее завершились и "осенние русские торги" на аукционе "Сотбис". Общая сумма, вырученная в результате продажи картин, ювелирных изделий и предметов декоративно-прикладного искусства составила свыше 20 миллионов фунтов стерлингов. Самая высокая цена была уплачена за картину Александра Яковлева (1887 - 1938) "Три дамы в театральной ложе". Эта работа, написанная в 1918 году, была куплена частным российским коллекционером за 1 миллион 16 тысяч фунтов, в три раза выше стартовой цены.
"Мы очень довольны итогами нынешних торгов, - сказала корреспонденту "Труда" заведующая русским отделом "Сотбис" Джо Викери. - Итоговая сумма, вырученная от продаж, значительно превысила прошлогодние показатели, что говорит об усилении интереса рынка к русскому искусству. Покупатели в первую очередь ищут редкие произведения очень высокого качества и готовы платить за них большие деньги. Не случайно во время торгов было установлено столько рекордов".
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
А вот что сказал по поводу очередных сенсационных продаж на "Кристис" художник-реставратор, академик РАЕН Савва ЯМЩИКОВ:
- Главное в искусстве - не материальная сторона, а божественное, духовное содержание. Как его измерить деньгами? Все эти гонки цен, кто дороже купит Пикассо или Климта - чистая конъюнктура. Я регулярно получаю каталоги всех крупнейших аукционов и поражаюсь, как же дешево стоят потрясающие произведения итальянских художников XIV - XVI веков: несколько десятков тысяч долларов. А рядом - абстракционистские экзерсисы какого-нибудь Джексона Поллока, продаваемые за миллионы. Или вот Шагал - уважаемый художник, но цены на него чудовищно раздуты. Чем хуже Шагала, например, замечательный русский художник Ефим Чесняков? Выпускник Академии художеств, любимый ученик Репина... Но он уехал не в Париж, а в свою родную костромскую деревню Шаблово, где всю жизнь посвятил искусству для детей. И только 30 лет назад Россия начала его вновь открывать. Аукционисты пока не воспринимают его картины всерьез.
Поймите правильно, я люблю Сомова, он замечательный художник. Но 5 миллионов долларов - это какое-то безумие! Когда уникальная икона XV века уходит, допустим, за 200 тысяч.
Кто-то скажет: хорошо, что русские вещи пошли в гору. Но мы же понимаем, кто их туда толкает: российские олигархи, которые рассматривают искусство исключительно как способ накопления капитала. На живописцев ставят, как букмекеры на лошадей. Одно время был в моде Айвазовский - теперь уже в фаворе другие имена: тот же Сомов или, допустим, Борис Григорьев, который еще несколько лет назад продавался по 10-15 тысяч... Я как-то посоветовал певице Галине Вишневской купить его большое, 2,5-метровое полотно "Расея" на "Сотбисе" за 75 тысяч фунтов. Теперь миниатюры Григорьева уходят за миллион...
Ошибаются те, кто верит, будто такими покупками олигархи возвращают свои долги Родине. Вот старые наши меценаты - такие как Щукин, Морозов - они, как и Третьяков, приобретали вещи, чтобы создавать музеи. А нынешние покупают фарфоровые яйца, чтобы внимание от других, малохудожественных своих дел отвлечь. Тот же Вексельберг, если есть у него лишние миллионы, лучше дал бы их на восстановление фресок в гибнущих церквах Пскова...