ШАЛЯПИН РУССКОГО ФУТБОЛА, ГАГАРИН ШАЙБЫ НА РУСИ

Спорт (хотя и главная) - все же только часть жизни Боброва. А каким он был вне футбольного поля и хоккейной площадки? Жена Всеволода Боброва - Елена Николаевна любезно согласилась поделиться своими воспоминаниями о великом спортсмене с читателями "Труда".

- Елена Николаевна, лучше Евгения Евтушенко, который в теперь уже далеком 1969 году восхищенно-искренне передал колорит игры великого мастера в стихотворении "Прорыв Боброва", о спортсмене-легенде, наверное, не скажешь. А в жизни у Всеволода Михайловича был фирменный финт?
- Сева был необычайно одаренным человеком. Ему многое было дано от Бога. А в быту муж обходился без финтов. Мы жили в доме около станции метро "Сокол" в квартире, которую Сева получил с помощью сына Сталина Василия. Сева был очень домашним. Высоко ценил уют, чистоту, порядок, тепло домашнего очага. Ласково и с благодарностью называл меня Лялечка, а с рождением нашего первенца, сына Миши, - мамулька.
На даче с завидным увлечением и заботой выращивал петрушку, укроп, кинзу. Работал на грядке в белоснежном халате и перчатках, не подпуская к посадкам ни меня, ни друзей-соседей. Дома чинил водопроводные краны, елозил по квартирным закоулкам с пылесосом. Но мыть полы его было не заставить! Да я особо и не настаивала. Зато стремилась организовать дома небольшой импровизированный праздник. Часто, наверное, слишком часто нам составляли компанию многочисленные друзья. Бывало, мы уставали от столь активного общения. Тогда всей семьей убегали на природу или уезжали на ужин в загородный ресторан.
В семейной жизни особых проблем не было. Правда, поначалу, после нашей свадьбы в 1963 году, меня раздражали телефонные звонки от многочисленных подруг мужа. Они откровенно брали меня террором. Я рыдала, была готова все бросить и уехать в родной Киев. Но однажды Всеволод Михайлович мне сказал: "Их семь, а ты, Лялечка, хозяйка всем!" Я все поняла и взялась сама лепить свою семейную жизнь: устанавливала нравы и нормы поведения дома по собственному усмотрению. Была у Севы еще одна любимая фраза: "Никто никому не изменяет, а только сравнивает. Если я возвращаюсь в дом, то значит, что лучше тебя в этом доме никого нет!"
- Эпизод с его юбилеем - 50-летием. Из кафе украли все подарки. Правда, что Всеволод Михайлович совершенно не переживал?
- Это абсолютная правда. Есть фотография, на которой запечатлена гора этих подарков. На самом верху коробочка с очень дорогой вещицей, на которую я тогда обратила внимание. Ее Севе подарил его друг Яша Охотников, бывший адъютант Василия Иосифовича Сталина. Бобров не расстроился. А кто из нас в то время вообще о чем-то переживал? Мы жили в ауре славы, благополучия... Для Севы неизмеримо важно было другое: присутствие гостей на торжестве, их внимание к нему.
Всеволод Михайлович никогда не был меркантильным. Собираясь накоротке с друзьями в ресторанчике на "Соколе", где работал Севин близкий друг, Бобров всегда расплачивался сам. Он не признавал угощение вскладчину. Его доброте, порядочности не было предела. Этим не раз пользовались неискренние в общении с ним люди, используя Боброва в своей нечестной игре. Сева знал об этом. Но всегда говорил: "У меня нет врагов. Есть только завистники!"
- Общеизвестен факт гибели одноклубников Боброва - хоккеистов команды ВВС ("сталинских соколов") в авиакатастрофе. Бог Боброва миловал. А вам он что-нибудь рассказывал об этом или вы узнали от других?
- Да что там рассказывать! Гульнули хорошо накануне отлета, Бобров и проспал! Он сам мне в этом честно признался. Не попал на тот рейс и защитник команды Александр Виноградов. Конечно, Сева переживал, ездил на место катастрофы, не раз впоследствии вспоминал своих погибших товарищей. Но я не помню случая, чтобы он как-то и с кем-то отмечал эту трагическую дату.
- Много легенд вокруг тесной дружбы Боброва с Василием Сталиным. Чего в этом больше - выдумки или правды?
- Действительно Всеволод Михайлович и Василий Иосифович были очень дружны. Это была дружба единомышленников, своими руками стремившихся приумножить славу отечественного спорта. Прямая заслуга Сталина - столичный спорткомплекс ЦСКА. Василий Иосифович за спорт стоял горой. Бобров с гордостью рассказывал такой случай. Как-то в разговоре со своей женой Капитолиной Вася Сталин твердо пообещал: "Будет в ЦСКА плавательный бассейн!" За обедом он попросил отца: "Папа, помоги мне, пожалуйста, немного со средствами для завершения строительства плавательного дворца на территории ЦСКА". Поначалу Иосиф Виссарионович возмутился. Мол, люди живут в подвалах, а ты дворцы возводишь?! Но бассейн в ЦСКА все равно был построен.
- Еще одна старая легенда: противостояние Боброва и Тарасова. Это было "бодание" двух амбициозных мужчин - почти равных талантов или двух разных школ хоккея?
- Бобров и Тарасов были неисправимыми максималистами в спорте. Оба стремились к тому, чтобы почаще победно звучал гимн и поднимался флаг нашей страны на самых главных и престижных первенствах мира. Это были два гениальных и в целом равно талантливых человека, благодаря которым выиграл советский спорт. Никому не удается повторить ни заслуг Боброва, ни достижений Тарасова!
Дружбы между ними никогда не было. В душе они, как мне кажется, искренне уважали друг друга, радовались успехам. Но в жизни их правильнее было бы назвать соперниками.

- Елена Николаевна, извините за вопрос: почему Всеволод Михайлович похоронен на Кунцевском кладбище, а не на Новодевичьем или, как многие спортивные звезды, Ваганьковском?
- Этими вопросами занималась похоронная комиссия ЦСКА. Была возможность похоронить Всеволода Михайловича на Ваганьковском кладбище. Но могила находилась слишком далеко, да и место оказалось не из лучших. Хотя Кунцевское кладбище тогда только открылось, оно считалось одним из престижных. Там похоронены многие выдающиеся деятели государства, видные военачальники, известные артисты и спортсмены.
Поначалу в Кунцево было спокойно, а во времена Ельцина на кладбище частенько заглядывали вандалы. Для охотников за цветным металлом нет ничего святого. С могилы Боброва, варварски раскорежив памятник, украли бронзовый мяч. В этот же день с могилы матери Ельцина срезали бронзовую чашу, а с могилы похороненного рядом адмирала-подводника унесли бронзовую чайку...
Памятник Боброву мы восстановили. Теперь и мяч, и шайба, и клюшка - все чугунное. Пришлось обратиться по телевидению к вандалам с призывом-разъяснением: "Идиоты, это не бронза, а чугун. Не трогайте!"
- Если бы Бобров был жив, он смог бы приспособиться к нынешним реалиям?
- Боюсь, что нет. Я получаю спортивную пенсию Всеволода Михайловича. Это 2900 рублей в месяц! Был бы жив полковник Бобров, примерно такую же пенсию он получал бы еще и от Министерства обороны. И все! Пару лет назад я обратилась за помощью к президенту футбольного ЦСКА Евгению Гинеру и получила отказ. Тогда же армейский клуб прекратил финансирование детско-юношеского турнира памяти Всеволода Боброва.
- Дети, внуки Боброва... Где они, чем занимаются?
- (На глаза Елены Николаевны неожиданно навернулись слезы). 10 лет назад случилась трагедия. Наш со Всеволодом единственный сын Миша трагически погиб. Но род Бобровых не прервался. Растет внук Боброва - Севка. Юному Всеволоду Михайловичу Боброву 14 лет, пока он покоряет высоты лишь за школьной партой.
"Вихрастый, с носом чуть картошкой, -
Ему в деревне бы с гармошкой,
А он - в футбол, а он - в хоккей...
Кто - гений дриблинга, кто - финта,
А он вонзался, словно финка,
Насквозь защиту пропоров.
И он останется счастливо
Разбойным гением прорыва,
Бессмертный Всеволод Бобров!
В его ударах с ходу, с лета
От русской песни было что-то.
Защита мокрая от пота,
вцеплялась в майку и трусы,
Но уходил он от любого,
Шаляпин русского футбола,
Гагарин шайбы на Руси".
Евгений ЕВТУШЕНКО "Прорыв Боброва" (отрывок)