Почему Россия не должна получить чемпионат мира по футболу

Несмотря на то, что букмекеры считают ее фаворитом

Завтра ФИФА выберет страну-хозяйку чемпионата мира 2018 года по футболу. «Труд» пришел к выводу, что России пока рано претендовать на этот форум.

Стадионы в зачаточном состоянии

У нас есть арена, пригодная для проведения матчей мирового первенства, — московские «Лужники». За матч-открытие и финал, которые там пройдут, мы можем быть спокойны. Но в остальном — непаханое поле. Заявка предусматривает возведение 15 стадионов в 13 городах, что обойдется минимум в 6 млрд. евро.

На примерах уже строящихся объектов видно, что эта цифра далека от окончательной. Стадион «Спартак» изначально предполагалось возвести за 150 млн., но затем цена взлетела до 550 млн. Едва под арену для «Зенита» нашли требуемые 159 млн., выяснилось, что нужно уже 600 млн. При этом в Питере нашли массу ошибок в смете, поменяли подрядчика и заказчика, а сам проект переписали не один раз.

Другая закономерность — сдать стадион в срок практически невозможно. Спартаковцы хотели обрести футбольный дом в 2009 году, но на данный момент там еще не забиты сваи. Реконструируемый стадион «Динамо» планировалось ввести в эксплуатацию уже этой осенью, но вскоре стало ясно, что до 2016-го открытия можно не ждать.

При этом футбольные арены в России — одни из самых дорогих в мире. Критерий оценки прост: рассчитывается цена посадочного места. Парижскому стадиону «Стад де Франс» одно кресло обошлось в 4,6 тысячи евро, немецкому «Ауфшальке» — в 5 тысяч, лондонскому «Уэмбли» — в 5,7 тысячи. В России эта стоимость колеблется от 9,6 тысячи у зенитовской арены до 13 тысяч у «Спартака».

Между тем Англии и Испании с Португалией необходимо построить лишь по пять стадионов — футбольная инфраструктура у этих стран всегда была в порядке.

Слишком большие расстояния между городами

Большие расстояния между городами осложняют проведение мундиаля, ведь рядовому болельщику придется исколесить полстраны. Максимальное расстояние между городами, представленными в английской заявке, — 537 км. В России развели чемпионат на 3000 км — от Калининграда до Екатеринбурга. А среднее расстояние между принимающими гостей городами превышает английское примерно в 10 раз.

Это особенно актуально ввиду слабой развитости автодорожной сети. По качеству дорог Всемирный банк определил Россию на 111-е место в мире. Каждый год на дороги выделяется около 600 млрд. рублей, и, по оценкам главы Минфина Алексея Кудрина, европейского качества нам ждать еще 10 лет.

Если Россия возьмется за мундиаль, придется поторопиться: понадобится привести в боеготовность до 30 000 км дорог. ФИФА хочет, чтобы города заявки связывали автомагистрали. Тут Англия нас серьезно опережает: 7747 км против 427 км. Чтобы выполнить требования Блаттера, нам нужно будет в 1,3 раза превзойти темпы Евросоюза, где строят 3200 км транк-роудов в год. При этом наши дороги самые затратные в мире. В Европе 1 км трассы в среднем обходится в 4,9 млн. евро, у нас — в 12,5 млн., а для автомагистрали Москва — Санкт-Петербург показатель составил 46 млн.

Низкий уровень инфраструктуры

В отчете комиссии ФИФА, изучавшей инфраструктуру России, отмечено, что высокоскоростных железных дорог и поездов у нас практически нет. Важным критерием футбольные чиновники считают среднюю скорость передвижения пассажирских поездов по стране: у нас она равняется 75 км/ч (для сравнения: в Англии — 124 км/ч). Инспекторов удовлетворили только поезда «Сапсан», курсирующие из Москвы в Питер и Нижний Новгород. В ближайшие годы планируется организовать рейсы «Сапсана» в Ярославль, Сочи и Самару. Это обойдется в 60 млрд. рублей, и все равно будет недостаточно.

В ФИФА прогнозируют, что на чемпионате мира основная нагрузка падет на авиатранспорт, и называют это крайне рискованной перспективой. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, в России самолеты падают в 13 раз чаще, чем в среднем по всему миру. При этом износ оборудования оценивается в 70–80%. За пять ближайших лет Росавиации обещаны инвестиции в объеме 820 млрд. рублей, но ФИФА все равно не удовлетворили варианты, предложенные в российской заявке для решения транспортной проблемы. Непонятно, как Россия на логистическом уровне собирается организовать перевозки болельщиков, говорится в отчете комиссии.

Придрались чиновники и к телекоммуникациям. Туристов и болельщиков нужно будет обеспечить дешевой сотовой связью, беспроводным интернетом, цифровым телевидением. По рейтингу развития телекоммуникаций, составленному Всемирным экономическим форумом, Россия находится на 74-м месте: эксперты указывают на высокие цены на услуги связи и низкий уровень распространения технологий. Так, в Европе постоянный доступ к интернету имеют 75% домохозяйств, в России же только 17%.

В этой ситуации затраты на строительство стадионов станут лишь каплей в море — компактная ЮАР вложила в инфраструктуру в два раза больше, чем в арены. Вопрос о том, окупятся ли эти затраты, для нашего заявочного комитета не стоит: по словам его руководителя Алексея Сорокина, думать о прибыли не приходится. Доверие ФИФА к «дерзкому плану», как называют заявку России в английских СМИ, не безгранично: после двух проблемных мундиалей в ЮАР-2010 и Бразилии-2014 Блаттер наверняка хочет более легкого решения организации турнира.

Неумение обеспечить безопасность

Во время матчей мирового первенства на стадионах должны дежурить стюарды, но отечественные болельщики привыкли к другой картине. На игре чемпионата России порядок обеспечивают в среднем 1000 милиционеров. Во время решающих матчей вроде Россия — Германия это число увеличивается до 8000. Эксперимент по привлечению стюардов проводит лишь «Локомотив», в будущем хочет прийти к этому и ЦСКА. Причина проста: стюардам нужно платить, а услуги милиции бесплатные.

В Англии же клуб при лицензировании подписывает сертификат безопасности, по которому обязывается содержать определенное количество стюардов (определяется размерами стадиона и посещаемостью). Большинство клубов рекрутируют и готовят собственных стюардов, но есть и специальные стюардские агентства. Понятия «порядок» и «безопасность» четко разграничены — английская полиция размещается лишь на подступах к стадиону.

Помимо здоровой атмосферы на матче это помогает избежать стычек, подобных тем, что случились между болельщиками «Зенита» и ОМОНом после недавнего завоевания питерцами чемпионства. Для нашего чемпионата нормальным явлением стало то, что после каждого матча с участием топ-клубов в милицейское отделение попадает порядка 100–150 человек.

Негативный опыт южноафриканского первенства, где футболистов, болельщиков и журналистов грабили средь бела дня, наверняка побудит ФИФА обратить внимание на общий уровень безопасности в стране, с чем тоже не все благополучно. Legatum Institute в своем рейтинге поставил Россию по этому критерию на 82-е место.

Завышенные цены

Летом этого года ФИФА недосчиталась крупных сумм из-за того, что в ЮАР прилетели всего 450 тысяч болельщиков вместо ожидаемых 1,9 млн. В основном их отпугнула дороговизна цен на авиабилеты и отели. 12-дневный тур в ЮАР из Англии и Голландии стоил 6 тысяч евро, из Бразилии — 9 тысяч. Россия для туристов со скромным заработком тоже может оказаться недоступной. К примеру, по оценкам компании Mercer, чтобы провести в Москве, самом дорогом городе Европы, семь дней в начале января, европейцу придется раскошелиться на 1–1,5 тысячи евро, а жителю США — на 2 тысячи. Это примерно в 1,5 раза дороже, чем тур в эти же сроки в Австралию.

Большой проблемой для болельщиков может оказаться размещение. По количеству заявленных гостиничных номеров (100 тысяч) мы обошли все остальные заявки, но предложенный ценовой спектр ФИФА категорически не устроил. Болельщиков в основном интересуют трехзвездочные отели — 65–70% от всех заявок. Но современных отелей экономкласса у нас крайне мало. В Москве цены на них в два-три раза выше, чем в столицах Европы. Львиную долю гостиничного фонда составляют топовые отели для бизнес-туристов, морально устаревшие советские гостиницы и хостелы. Министр спорта Виталий Мутко признал, что болельщики могут не приехать потому, что им будет негде жить. Самый дешевый номер в отеле в центре Москвы стоит 12 тысяч рублей в сутки. По аналогии с ЮАР, где в канун мундиаля средняя стоимость номера подскочила в три раза, можно ожидать, что фанатов в Россию приедет немного.

Ставки

Самые громкие нереализованные проекты

Футбол. Евро-2008

Во время лоббирования заявки на проведение Евро произошел захват «Норд-Оста», и УЕФА не удовлетворила политическая ситуация в России.

Олимпиада-2012

Наши чиновники считали, что сохранившиеся с Олимпиады 1980 года объекты подойдут для новых Игр, но их признали устаревшими.

Формула-1. Гран-при Москвы

В разные годы создавались проекты автодрома в Тушино, Крылатском и Нагатино, но каждый раз строительство признавалось слишком дорогим.

Почему не стоило подавать заявку

Евгений Ясин, ректор Высшей школы экономики: «Есть более важные социальные проекты»

— У нас нет денег на реализацию этого проекта. В России есть вещи, гораздо более важные, чем эта дребедень: образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение. Положение в стране очень тяжелое. Какой там чемпионат? Он нужен только первым лицам государства, которые поднимут свой рейтинг. Больше это никому не нужно. Нам, конечно, следует развивать инфраструктуру. Но без спортивных объектов можно обойтись. Система образования терпит крах, разве это не первично? А если и строить стадионы, то скромно, без помпезности и пальцев веером.

Андрей Червиченко, экс-президент «Спартака»: «Мы не сможем обеспечить безопасность»

— Наша главная болевая точка — низкий уровень безопасности в стране. Это почувствуют на себе иностранные болельщики, которые приедут на мундиаль. Люди не могут чувствовать себя на российских улицах так же спокойно, как в Лондоне или Берлине. Ситуация чревата скандалами, ФИФА уже проходила это на чемпионате мира в ЮАР. Еще один момент — безопасность людей с другим цветом кожи. У нашей страны не было колоний, и в менталитет большинства наших граждан не вошло понимание того, что чернокожий — это обычный человек.

Александр Бубнов, футбольный аналитик: «Деньги могут разворовать»

— Мы недостойны проводить ЧМ, потому что уровень коррупции в нашем футболе зашкаливает. Как можно доверять стране, где в открытую играют договорные матчи? Думаете, при строительстве стадионов все будет прозрачно? Как бы не так! Приведу в пример Сочи: сначала говорилось, что подготовка к Олимпиаде обойдется нам в 10 млрд. евро, сейчас называется цифра 50 млрд. Зато завели уже несколько уголовных дел — воровство идет сумасшедшее! А ведь для ЧМ-2018 нужно будет перетряхнуть десять городов. Только на презентацию заявки выделили 7 млн. И разве кто-то отчитывается, куда уходят деньги? Нет, их уже «распилили»!

Главные козыри соперников

Англия

Испания и Португалия