Главная Культура 00:30 01 Декабря 2017 3128
С нами и в нас

Памяти иркутского издателя Геннадия Сапронова

Валентин КУРБАТОВ, писатель

Вчера в стенах «Российской газеты» прошла встреча «Байкал. Душа. Люди», где разговор шел о драгоценном уголке России и людях, его сберегающих. Вечер был посвящен памяти замечательного иркутского издателя Геннадия Сапронова.

Как входят в нашу жизнь друзья? Почему-то кажется, что если они настоящие, то мы никогда не можем вспомнить мгновение встречи — ты сразу оказываешься в половодье этой дружбы...

Кажется, впервые Геннадий по наводке Виктора Петровича Астафьева попросил меня о предисловии к книге военных повестей «Вернитесь живыми», которую сам составил к 60-летию начала войны «в благодарность родителям, вынесшим главное испытание века», как было написано в посвящении. Я в те времена почти ничего не знал о Сапронове, слышал, что он был некогда журналистом в Иркутске и в «Комсомолке», потом гонял машины то ли в Монголию, то ли из нее, пробовал себя в разных бизнесах и не отчаивался.

Его издательство поначалу тоже, вероятно, было «бизнесом». Первый опыт закончился поражением — «со товарищи» прокатили его, лишив тиража. Но Геннадий чему-то научился, издал много разной разности, набивая руку, пока не явился однажды замысел этой книги военных повестей. Она стала первым его успехом — и событием в издательской жизни.

Вероятно, он тогда впервые подумал о своей марке, о том, что пора принимать личную ответственность за каждую книгу и без страха писать: «Издатель Сапронов». Точно знаю, что у Геннадия расчета тут не было, а была затаенная любовь книжника — и чутье. Опыт работы с Астафьевым и военными повестями, когда надо было говорить с Носовым и Быковым, опыт проведения поэтических праздников, где верховодили громкий Евтушенко и тихий Анатолий Кобенков, стремительно вооружал и разнообразил его слух. Да ведь он и жил в Иркутске, а там вернейший камертон — В.Г. Распутин...

Я написал предисловие и к «Пролетному гусю» Виктора Астафьева — последней книге, которую, уже безнадежно больной, он успел подержать в руках и которой успел обрадоваться. А потом по Гениному настоянию согласился и на издание своей переписки с Виктором Петровичем, когда того уже не стало. Геннадий ломал мое сопротивление, потому что вернее слышал время и уже понимал, что прежние законы, по которым переписка должна была стать историей, дождаться часа, когда не заденет живых, уже не работали. И чутье не подвело его: «Крест бесконечный» (название Генино, и оно было прекрасно) выдержал три издания. Угадка радовала его, он гордился книгой, кажется, больше, чем я, и торопился представить ее в Красноярске, Москве, Иркутске.

Тогда в Иркутске я попросил Валентина Григорьевича, чтобы мы встретились втроем. А потом все уже просто летело. Это были лебединые издания Геннадия и его неизменного товарища, соработника, свершившего открытие в книжной графике и дизайне, Сергея Элояна. В них будто билось одно сердце, оттого и четырехтомник прозы Распутина, и его «Сибирь, Сибирь», и «Земля у Байкала» сразу становились издательскими событиями.

Сапронов с детской ненасытностью для каждой книги искал новые решения и технологии — в переплетах, шрифтах, полях. Не ради игры, а для того чтобы предельно подчеркнуть существо очередного издания. А уж какой ценой давались эти красота и мера и как сопрягалось художественное совершенство с хищными законами рынка — об этом знало только сердце издателя.

Это было бесконечное кружение со всеми остановками. Он вез по стране свои удивительные книги, заезжая в города большие и маленькие, без конца ширя круг встреч, — и уже скоро образовался целый остров людей, искавших их и жаждущих открыть, полистать, углубиться. А каким праздником для него была ежегодная выставка Non/fiction на Крымском Валу! Книжный океан, муравейник честолюбий, но читательская воронка вокруг островка «Издатель Сапронов» кружилась весело и неостановимо.

Мы возвращались вечерами к его неизменному редактору Агнессе Федоровне Гремицкой, радостные и усталые садились за рюмочку. Геннадий открывал книги, которые успел высмотреть у «соперников», искал применение лучшему в своих новых замыслах. А потом, чтобы ослабла пружина дня, читал нам только что купленного Георгия Кружкова с его иронической лирикой («Но розы Севера не страшны русской деве, особенно когда она живет в Женеве») или «митька» Сапегу с его русскими хайку («Заболею. Умру. А пока солнце, ветер, весна, трали-вали...»). И мы смеялись с ним до усталости, и не было в тот час людей счастливее нас, и нежнее друг к другу, и увереннее, что завтра мы издадим еще чего получше. А ведь были еще его литературные вечера «Этим летом в Иркутске» — как устные книги, как доверчивые беседы, как лаборатории мысли, когда театр собирался полон на разговоры о ремесле и художестве, о Пушкине и Гоголе, об Астафьеве и Колобове. Три лета радости и трудов, когда Гена держал «весло» этих бесед и правил к любви и единству.

...И вот не знаю, как перейти к последней странице жизни Геннадия. Это был его лучший замысел и лучшая книга. Летом 2009-го он запланировал экспедицию с Валентином Распутиным, Сергеем Элояном, съемочной группой студии «Остров» во главе с Сергеем Мирошниченко, с участием Красноярского педагогического университета имени Астафьева.

Предстояло пройти по Ангаре сначала от Иркутска до Братска и Усть-Илимска, где жизнь худо-бедно (часто и худо, и бедно) все-таки устраивалась и распутинская Матера была горьким, но уже зарубцевавшимся воспоминанием. А дальше пересесть на катера и пройти от Усть-Илимска до Кодинска по ложу затопления будущей Богучанской ГЭС, где Матере только предстояло тонуть. Где 200-300-летние села ждали большой воды и торопились, торопились проститься со своей домашней историей, памятью, родовыми кладбищами и самой жизнью. Наверное, это были самые тяжелые две недели в жизни участников поездки.

Геннадий хотел видеть рождение книги от самого зачатия. Книгой были сами встречи с усталыми и уже равнодушными ко всему жителями давно перевезенных деревень до Братска. И резкие диалоги с начальниками Братской и Усть-Илимской ГЭС. Лоции, фото- и киноматериалы, плач старых людей и нетерпение молодых, высокомерие высокого руководства и хлеб-соль местных начальников, еще надеющихся на чудо. И с надеждой глядящие на нас берега, и прекрасные даже в угасании умирающие, пустеющие деревни, и ненаглядные облака и травы, кресты кладбищ, и всякое провожавшее нас окно...

Жизнь становилась прошлым прямо на наших глазах. Как великая старуха Анна из распутинского «Последнего срока», учившая дочь, как «обвыть» ее по-человечески, мы прощались с обреченными селами: Кежма, родима матушка, Едарма, Кеуль, Недокура... И чувствовали себя неблагодарными детьми, и сердце рвало болью.

Геннадий глядел во все глаза, снимал, торопился ввязаться во все диалоги, выпрашивал по деревням старые фотографии. Он вынашивал книгу, он был печален и счастлив, если такое соединение возможно.

Мы расстались в Красноярске, договорившись на будущий год пройти остаток Ангары до Енисея, уже предчувствуя, что мир будущей книгой можно если не образумить, то хотя бы задержать его падение. Я вернулся в Псков обдумывать дневник поездки. Через день мне позвонил Сергей Элоян и, захлебнувшись слезами, сказал: «Гена умер».

Нельзя было даже закричать, чтобы понять это. Надо было только так же умереть.

Мы еще надеялись удержаться, продолжить экспедицию, но скоро стало ясно, что он был ее сердцем и, когда сердце остановилось, умер и замысел. Теперь нашим сопротивлением стала память о нем. И книги, книги. Их света и победы уже не отменить.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7879
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5489
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4650
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4239
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4232
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?