До подмосковного поселка Белые Столбы, где находится Госфильмофонд России, - чуть больше часа езды. Еще совсем недавно сюда обязательно торил дорогу каждый уважающий себя кинематографист - только в этом крупнейшем кинохранилище мира можно было посмотреть не шедшие у нас в прокате шедевры Бергмана и Феллини, Фассбиндера и Копполы, Куросавы и Олтмена. Здесь же хранились "полочные" картины Германа, Климова, Панфилова...
Нынче многое из ранее запрещенного можно купить на кассетах, чаще всего "пиратских", но ценность хранимого в Госфильмофонде от этого ничуть не уменьшилась.
- Мало кто из непосвященных может представить размеры наших сокровищ, - говорит директор Госфильмофонда Владимир Малышев. - Между тем мы храним, сберегаем для потомков 56 тысяч игровых, документальных, анимационных фильмов - это в общей сложности около миллиона жестяных коробок, в которых, если угодно, спрессована история российского и мирового кино, история ХХ века. Ясно, что таким богатством грешно не поделиться со всеми, кто любит и ценит "десятую музу".
Год за годом картины из коллекции Госфильмофонда кочуют по российским и международным киносмотрам - от "Кинотавра" и "Киношока" до Берлина, Венеции, Канна... А несколько лет назад Госфильмофонд учредил свой собственный фестиваль архивного кино, который сразу стал популярным. И вновь, как и 15-20 лет назад, потянулись кинематографисты в Белые Столбы...
Только что закончившийся, уже четвертый по счету, киносмотр собрал историков, теоретиков кино, актеров, режиссеров, архивистов, организаторов фестивального движения. Этой почтенной публике, которую, казалось бы, трудно удивить, была предложена на редкость интересная программа. Например, в цикле "Технология выбора" были показаны документальные и игровые картины, раскрывающие механизм парламентских и президентских выборов в России, США, Германии... Как говорится, и актуально, и поучительно. А разве не полезно сегодня новыми глазами пересмотреть старые фильмы, посвященные Чечне, ее историческим, культурным традициям? Именно такую возможность подарил фестиваль, показав собравшимся истинные раритеты из своей коллекции - довоенные фильмы "Белый дьявол", "Джальма", "Зелим-хан", "Последние крестоносцы", "Элиссо"... А разве не увлекательно посмотреть не известные широкой публике фильмы по сценариям Жака Превера, полузабытый шедевр Робера Брессона "Карманник", первые картины Луиса Бунюэля, которые сегодня ни на какой "Горбушке", разумеется, не найти...
Особый интерес вызвал у собравшихся показ фильма "Мир входящему" А.Алова и В.Наумова. Эта лента стала уже поистине классической. Но, оказывается, и по ней в свое время погуляли цензурные ножницы. Авторский вариант фильма, восстановленный Владимиром Наумовым с помощью сотрудников Госфильмофонда, теперь станет доступен зрителям. А всего в цикле "55 лет Великой Победы" будут отреставрированы киноматериалы к 165 отечественным и зарубежным картинам. Часть из них будет показана уже на следующем, пятом кинофестивале "Белые Столбы", который состоится ровно через год...
- Но весь этот год Госфильмофонд не станет уподобляться Скупому рыцарю, сидящему на своих сокровищах, - вновь подключается к разговору Владимир Малышев. - Наша коллекция должна работать, служить людям. В прошлом году мы побывали со своими фильмами в двадцати регионах России, и везде залы ломились от народа. Так что сразу после фестиваля будем собираться в дорогу...
P.S. На фестивале "Белые Столбы" по традиции вручались призы критикам и киноведам, внесшим значительный вклад в кинематограф. Среди лауреатов и друг газеты, ее автор, критик и сценарист, доктор искусствоведения Георгий Капралов. Поздравляем от всей души!