"БОЛЬШАЯ" ПОЛУЧКА

Может, поторопилась податься в столицу, в няньки к трехмесячному младенцу явно не бедных родителей, учительница балакиревской средней школы, лауреат премии Сороса, опытный математик, с которым весь поселок раскланивается? Ведь с 1 января зарплата ее, как и всех бюджетников, повысилась на 20 процентов. Учебная нагрузка этого учителя - 36 часов, в два раза больше нормы. Плюс 10 процентов - "от губернатора", как называют в школе прибавку из областного бюджета. Плюс проверка тетрадей, классное руководство. Итого набежало бы... примерно полторы тысячи. А в няньках она получит почти в шесть раз больше. 300 долларов в богатенькой московской семье за работу с одним ребенком, и полторы тысячи рублей - за работу с шестью классами по тридцать человек в каждом. Несоизмеримая оплата труда...

НО КАКИЕ ЖЕ они странные, наши школьные педагоги. "Уезжала со слезами, - рассказывают коллеги. - Как же ей не хотелось расставаться с профессией. Ладно бы, в гувернеры, готовить в вуз. А то, извините, менять подгузники... Но ведь ничего не поделаешь: дочь стала студенткой, выучить ее надо, на зарплату в полторы тысячи рублей это просто невозможно".
С завучем балакиревской средней школы Антониной Симоновой мы изучаем бухгалтерскую ведомость новых, увеличенных на 20 процентов зарплат. Самый низкий разряд в этом педколлективе - десятый. По нему, например, работает преподаватель иностранного языка Наталья Валентиновна. У нее 30 часов в неделю, вместо положенных нормой 18, то есть почти две ставки. Начислено "по-новому" 964 рубля. На 111 рублей больше, чем в декабре. Солидно?
Оставим пока вопрос без ответа, посмотрим учителей высшей категории. Вот Тамара Ивановна. Ведет русский язык и литературу, нагрузка примерно та же. 20-процентное повышение дало ей прибавку 184 рубля. Значит, сегодня она получит 1415 рублей. Больше, как ни старайся, не заработаешь.
Балакиревская средняя школа - сильная. Сам поселок формировался из людей с высшим образованием: механическому заводу, оборонному предприятию, требовались квалифицированные специалисты. Завод держал на себе и школу, помогал материально, но и планку задавал высокую. Благо, здесь подобрались педагоги, которых не устраивал средний уровень обучения. "Самовольно" открыли первые профильные физико-математические классы - в конце 80-х в стране о них только начали поговаривать. "Наши дети шли в Бауманский, МИФИ, политех, - рассказывает Антонина Симонова. - Как, впрочем, и сегодня идут, хотя жизнь вокруг изменилась".
Да, былого завода нет, материально школе помогает лишь поссовет, а возможности у него, как вы догадываетесь, не те. Наглядные пособия, скажем, больше не покупают. Сами делают. Рисуют на обоях. Но уровень преподавания держат крепко: в прошлом году в вузы поступили 60 процентов выпускников. Учителя просто не умеют работать хуже. На низкую зарплату - да, жалуются. В учительской ворчат, возмущаются, грозятся: мол, сколько платят, так и будем работать. А входят в класс - и мгновенно преображаются. Но...
Сколько можно держать наше образование на энтузиазме, "советской" закалке, совести педагогов? За последние 15 лет в балакиревскую школу пришел только один учитель. Педколлектив стареет. "Кто нас заменит? - вслух размышляет завуч, заслуженный учитель России, работающая в школе 34-й год. - На свое место я не подготовила никого".
"Потому что агитировать за учительскую профессию теперь стыдно, - подхватывает наш разговор Раиса Панкратова. - Ну как я могу звать в школу выпускника педвуза, когда знаю, сколько он заработает. Мы из интереса подсчитали: начинающий учитель по новой ставке получит 453 рубля".
"Из интереса" - потому что без надобности. На работу все равно никто не придет. Как-то приезжал "на разведку" выпускник педвуза, молодой физик. У мужчин есть стимул работать в школе: получают отсрочку от армии. Так вот, он попросил прикинуть, сколько будет получать, если устроится на полставки, чтобы иметь возможность работать еще в Москве (чуть больше двух часов электричкой). Оказалось, его заработка за месяц хватит ровно на дневной билет туда и обратно.
Это был последний "желающий".
Средний возраст российского педагога - сорок пять лет. "Скоро мы начнем уходить на пенсию, и что будет с народным образованием?" - спрашивали меня в балакиревской школе. Понятно - что. Но произносить страшно. НЕКОМУ БУДЕТ УЧИТЬ ДЕТЕЙ. Презренный металл, пресловутый рубль - вон как он правит миром. Учителя живут в той же реальности, что все люди. Какими бы "идейными" и "духовными" они ни были, а хлеб есть надо, своих детей кормить надо, платить за квартиру надо, и не босыми же им ходить, не голыми, извините.
Что сможет купить на первую в этом году повышенную зарплату преподаватель истории балакиревской средней школы Светлана Сырцова? То же, что и на прежнюю: минимальный набор жизненно необходимых продуктов. Она - единственный учитель истории в этой школе. Болеть нельзя. Уходить - нельзя. А, между прочим, в няньки отсюда уже проторенная дорога: лауреат Соросовской премии - пятая, кто решил больше не ждать милости от государства, для которого она так старалась растить образованных, умных, достойных граждан...