БЕГЛЫЙ ДИПЛОМАТ ЛЮБИЛ ТАНЦУЛЬКИ

В США российский гражданин, работавший прежде в должности первого секретаря российской дипломатической миссии при ООН, объявил о желании получить статус политэмигранта. Случай с Сергеем Третьяковым стал поводом для небольшой, но колкой пикировки между госдепом и нашим МИД. Почему?

Начнем с того, что фигура бывшего дипломатического клерка, выбывшего из штата постпредства при ООН еще в октябре прошлого года, мало чем примечательна. Каков портрет невозвращенца? Уже немолодой, но и не старый. Хотя лысеющий. Круглолицый. Приветливый. Часто мелькал на молодежных тусовках-танцульках в нью-йоркском кафе "Эниуэй". Как и многие первые секретари, уже не носил чемоданы за "особо важными персонами", а зарабатывал авторитет для карьерного роста написанием умных казенных бумаг и своевременно выполненными "отдельными поручениями".
В прежние годы Третьяков мог бы рассчитывать на Западе по меньшей мере на ореол великомученика или узника чьей-то совести. Его бы приняли "с распростертыми объятиями", считает Би-би-си. Но теперь незадача в том, что американцы "рассматривают Россию почти как демократическую страну".
Более того, на Смоленской площади в приватном порядке так комментируют этот казус: едва ли у экс-дипломата найдутся аргументы, чтобы доказать факт его преследования по политическим или религиозным мотивам. Скорее всего, уместно расценивать беглеца Третьякова как "экономического эмигранта". Его "заманили" щедрые материальные блага, которые (чисто теоретически) могут перепасть ему и его семье. Если, конечно, найдет высокооплачиваемую работу.
Хотя нельзя исключить, что не все так просто. Подозреваю, коллеги с Би-би-си не обратили внимания на загадочную фразу Ричарда Баучера, представителя госдепа США: допуск российского консула к Третьякову вынудит американскую сторону "рассказать о том, где он находится, и о его статусе, а этого я сделать не могу". Но наш МИД продолжает настаивать на "консульской встрече" с Сергеем Третьяковым. Мотивы - сугубо гуманитарные. Как заявил зам. директора департамента информации и печати МИД Евгений Воронин, Москва обязана убедиться, что российский гражданин и его семья "не подвергаются никакому принуждению и что с ними ничего не произошло".
Проявленная чиновником госдепа скрытность может объясняться тем, предположили по телефону наши источники в Нью-Йорке, что Третьяков, возможно, имеет отношение к российским спецслужбам. Все минувшие три месяца он мог проходить в США "дебрифинг" - детальные расспросы со стороны заинтересованных компетентных органов. Этим можно объяснить нежелание официального Вашингтона предъявить невозвращенца. Видимо, там мыслят крылатыми фразами из боевика "Неуловимые мстители". Помните? "Ведь выкрасть могут Гриню нашего". - "Да кто же это?" - "Сволочи красные"...