10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЕРЕЖНЕЕ С ИСТОРИЕЙ

Вержба Михаил
Опубликовано 01:01 02 Февраля 2002г.
В канун 60-летия Сталинградской битвы можно с грустью констатировать: даже многие из живущих в городе-герое слабо знакомы хотя бы с самыми впечатляющими вехами, событиями исторического сражения. Что же тогда говорить о других?

Несколько месяцев назад в Волгограде проходил Всероссийский слет членов патриотических клубов и объединений, посвященный 60-летию Сталинградской битвы. Ребята состязались в умении обращаться с оружием, водить автомобили, спортивных дисциплинах, в знании истории Отечества. Если первые конкурсы слета радовали организаторов - мол, подрастает здоровая, технически грамотная и способная защитить страну молодежь, то последний огорчил. С историей получился конфуз. На многие вопросы, даже довольно простые, участники слета не смогли ответить. К примеру, более половины неправильно назвали даты начала и окончания второй мировой войны.
И основные вехи Сталинградской битвы ребятам были неизвестны. А ведь слет проходил не где-нибудь, а в городе, где разворачивалось крупнейшее в истории войн сражение.
Об этом я вспомнил, когда на днях позвонила давняя знакомая - заместитель директора музея-панорамы "Сталинградская битва", кандидат искусствоведения Светлана Аргасцева. Она рассказала, что сотрудников музея попросили составить учебное пособие о битве на Волге для школьников. Сотрудники обрадовались. Еще бы, ведь за последнее десятилетие о нем не было издано ни строчки. Наши дети без проблем могут купить в книжных магазинах шикарные издания о походах крестоносцев, о войнах, в глубине веков сотрясавших планету. А о подвиге дедов, защитивших страну, мир от фашизма, нет почти ничего.
В волгоградском музее с воодушевлением взялись за работу. Вскоре основа будущей книжки была готова. Ее передали для "подгонки под возраст" в гороно. С рукописью поработали учителя и методисты, и она вернулась в музей. Для формальной вычитки правленого текста. На самом же деле существенно измененного.
В чем была суть разногласий? Волгоградские школьники моего поколения хорошо знали о подвигах защитников Сталинграда. Для нас имена бронебойщика Петра Болото, связиста Матвея Путилова и других героев были, как сейчас говорят, культовыми. Естественно, Светлана Анатольевна и ее коллеги постарались рассказать об этих подвигах. На чем же еще познавать историю, как не на самых ярких ее страницах? Эти рассказы о подвигах в гороно почему-то вымарали. Объяснили так: в описании того времени много идеологизированного, попахивает партработой, нынешним детям это ни к чему.
В чем-то они правы. Вымысел в советском изложении истории всегда присутствовал. Но прежде чем провести карандашом по тексту, надо бы перенести себя хоть на миг в тот день и час, о котором идет речь.
...Жаркие августовские дни 1942-го. Красная Армия с боями и жестокими потерями откатывается к Сталинграду. Бой уже идет в излучине Дона. У хутора Калмыков в атаку на наши позиции движутся 30 вражеских танков. Их встречают два расчета бронебойщиков младшего сержанта Петра Болото. Точным огнем они подбивают 15 машин фашистов. Остальные обращаются вспять.
Таково официальное изложение событий того летнего дня. Так все описано в наградном листе в листовке, составленной известным писателем Константином Симоновым.
Совсем недавно историки попробовали с помощью архивных данных, свидетельств очевидцев реконструировать ход боя. Оказалось, что дело было не совсем так. 30 танков - факт, два расчета противотанковых ружей - тоже. Но были еще батареи 76-мм орудий младшего лейтенанта Серона и был полк курсантов Грозненского военного училища. Вместе им удалось обратить вспять атакующих немцев.
Кто и сколько танков подбил в том бою -теперь не узнать. Ясно одно: отличились все. Стало быть - все герои. Хочу подчеркнуть это жирной чертой. Но зачем же политрукам надо было особо выделять подвиг расчетов Болото?
Все дело в том, что тогда в нашей армии существовала танковая боязнь. Требовалось от нее срочно избавиться. Тогда и решили поднять авторитет бронебойщиков. Пусть с помощью определенного домысла, но рассказать бойцам, что с вражескими "тиграми" и прочим зверьем можно совладать. Не случайно для написания листовки привлекли самого Симонова. И о других бронебойщиках того времени слагали очерки и рассказы. И они того заслуживали, ибо даже уничтожить один танк - тоже геройский поступок.
К слову, идеологическая работа дала результат. В самые жаркие дни Сталинградской битвы в рядах защитников города не было паники при виде атакующей вражеской махины. Противник потерял психологическое преимущество. Позже, когда на выручку окруженной группировке пошли танки Майнштейна, им не удалось прорваться к своим.
Так был ли подвиг Петра Болото? Без тени сомнения - был. Это если относиться к истории бережно, с пониманием и сопереживанием.
Листаю страницы почерканной рукописи. В некоторых случаях почему-то изменены даты, другие временные вехи битвы вообще отсутствуют. Понятно, детям надо изложить события доходчиво, пусть даже покороче - столько всего им надо успеть прочесть. Но если в кои-то веки решились издать книжку, не стоит превращать историю в игру вроде занимательных ребусов.
Еще пример. Учителя добавили в текст большое количество разных загадок, крестословиц, задач и прочего развлекательного. Читаю: "Войска Донского фронта в 16 часов 2 февраля 1943 года закончили разгром окруженной группировки противника. Захвачено свыше 91000 пленных. Офицеров из них 5/182, а генералов 3/11375 от всех пленных. Сколько всего захвачено офицеров и генералов?" Надо ли говорить, что для арифметики понятия "свыше" не существует. Но не это главное. Вычислять "дроби генералов", пусть даже противника, это как-то, думаю, не по-людски.
Или вот как описывается знаменитая дуэль двух выдающихся снайперов. "Гитлер прислал Кенигса, чтобы тот убил главного зайца". Для недогадливых скажу, что "главным зайцем" называется снайпер Зайцев.
А вот еще из занимательного. Надо расставить буквы так, чтобы получилась фамилия одного из героев битвы - РРРИИБУА. Не занимайте без толку свое время - это Ибаррури, советский офицер, сын лидера испанских коммунистов. И далее в том же духе.
Вот я о чем подумал, когда разгадывал все эти шарады. Впрочем, может, не стоит так уж винить учителей? Они ведь не с луны свалились - тоже читают газеты, журналы, учебники. А там много всего про историю написано. Открываю один толстый журнал: "Миф о значении Сталинградской битвы создала пропаганда государств, участвующих в войне". Хорошо хоть не только сталинская пропаганда.
А вот учебник "Россия в ХХ веке" для 10-11-х классов. Там о Сталинградской битве три абзаца. Из которых один - о "резком нарушении порядка в войсках". Падение дисциплины, паника... На Курскую битву и прочие наступательные операции 1943 года приходится еще меньше места. Учебник, между прочим, выдержал аж четыре издания и рекомендован Министерством образования.
Историю надо уважать. Свою - тем паче. К ней нельзя относиться "в свете требований момента". Так было, и от этого бы надо избавиться. А что до боязни, будто дети чего-то не поймут, то зря это. Они поймут, если учитель объяснит как следует.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников