А ВЫ ПОЛУЧИЛИ ПРОЕЗДНОЙ?

В Федеральном законе о монетизации льгот был, по сути, упущен такой жизненно важный вопрос, как проезд пенсионеров в общественном транспорте. Причем для всех категорий льготников - как федеральных, так и региональных.

С нового года в автобусах дело доходило до драк с кондукторами, которые требовали брать билеты, хотя большинство людей еще даже не получили положенных льготных выплат. Обиженные старики нередко стали ходить пешком, экономя пенсионные копейки. А вылилось все в массовые волнения: в январе в большинстве регионов прошли митинги протеста против нового закона и в первую очередь - из-за отмены льготного проезда. Заделать эту брешь в законе (и тем самым снять социальное напряжение) должны были региональные власти. Правительство распорядилось: до 1 февраля ввести единый проездной для всех льготников. Что сегодня?
В Курской области, например, еще с 25 января стали выдавать единые проездные билеты. Их продают льготникам (федеральным и региональным) в уличных киосках по 100 рублей. При том, что ежемесячная компенсация для ветеранов труда составляет 200 рублей, для тружеников тыла - 300. Рядовым пенсионерам тоже выдают по 100 рублей на приобретение такого проездного. Но, как сообщает наш курский собкор, ажиотажа у киосков не наблюдается: из 120 тысяч льготников пока купили единые билеты лишь 10,5 тысячи человек, а из 15 тысяч простых пенсионеров - половина. Тем не менее в трамваях и троллейбусах продолжаются скандалы: многие не желают ни оплачивать проезд, ни тратить деньги на проездной.
В Белгороде цена единого проездного для льготников - 120 рублей, но за эту сумму они могут ездить и в пригородных автобусах. В Санкт-Петербурге социальный билет дороже - 230 рублей (полная стоимость 370 рублей). Их уже в январе стали продавать в Сбербанках и отделениях связи. В Петрозаводске выпустили именные проездные документы (на каждом указана фамилия), но они действительны лишь при предъявлении удостоверения, дающего право на льготы. В Калининграде региональным льготникам уже выдано 36 тысяч проездных. Самарская область с февраля вводит так называемые "сезонки" для пенсионеров, которые каждый может приобрести за счет льготных компенсаций. Стоят они 200 рублей. В Северной Осетии ветеранам труда, труженикам тыла и репрессированным выдают бесплатные проездные билеты, но они вступят в силу с 1 марта. А с 10 февраля их смогут получить и рядовые пенсионеры, которых в республике больше 83 тысяч.
В общем, большинство субъектов Федерации худо-бедно, но с задачей справилось. Хотя, например, в Воронеже, где региональные льготники получили едва ли не самые маленькие в стране денежные выплаты (ветераны труда - по 100 рублей, труженики тыла - по 150), до сих пор не решен вопрос с проездом в транспорте. Никаких проездных билетов не выдали, правда, на днях местным льготникам разрешили бесплатно ездить в трамваях и троллейбусах (надо показать удостоверение, например, ветерана труда). Но в автобусах с них по-прежнему требуют деньги. Понятно, что в такой ситуации люди вряд ли будут довольны законом, который в принципе нужен, но доставил пенсионерам немало неприятностей и волнений. Не зря, по данным фонда "Общественное мнение", 32 процента опрошенных льготников негативно оценивают работу правительства. Социологи связывают это с реформированием социальных льгот.