06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОСХОЖДЕНИЕ К АНДРЕЮ ПЛАТОНОВУ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 02 Февраля 2005г.
В 80-е годы прошлого столетия, когда начали активно печатать ранее запрещенные произведения Андрея Платонова, многие театры бросились его инсценировать, открывая неведомый до этого мир "душевных бедняков", решивших переустроить жизнь вопреки здравому смыслу и природе. Тогда, в эпоху гласности, все это казалось острым и злободневным, а постановки Льва Додина ("Чевенгур"), Александра Дзекуна ("14 Красных Избушек") просто ошарашивали зрителей своей жесткой правдой и парадоксальным своеобразием характеров.

Наверняка художественный руководитель Пушкинского театра Роман Козак в то время видел спектакль Какаджана Аширова "Джан", который привозили из Туркмении в Москву. В нынешней постановке Козака "говорящие" живые картины тоже имеют большое значение. Сегодня этим уже никого не удивишь, как 20 лет назад, и тем не менее изысканная пластика в сочетании с сохраненным текстом от автора создает сильный эффект. Режиссер "сочинил" философскую притчу, где главный герой Назар Чагодаев, будто Моисей, ведет народ по пескам. Он хочет, чтобы у людей появилась утраченная ранее воля к жизни. При этом Козак не использует массовку, как это делал его туркменский коллега, а обходится всего тремя исполнителями. Кроме Назара в спектакле участвует женщина в красном, которая играет все женские образы, а также птиц, верблюда, куст колючки, а еще "черный" человек без имени, олицетворяющий всех противников неустрашимого поводыря. Александр Матросов не только читает текст от автора, но и создает образ главного героя - смелого, вольнолюбивого человека.
Первая встреча Назара с будущей женой Верой происходит в Москве, и начинается она с робкого, неуклюжего танца, во время которого мы узнаем, что чувствует этот персонаж, "соскучившийся без счастья от чужого тела" и как "его сердце сжалось, потому что она (Вера. - Л.Л.) верила в свое обреченное одиночество". Когда Назар идет по пустыне, то образ любимой постоянно возникает перед ним, она приходит к нему во сне, и это придает ему силы, веру в свою миссию.
На протяжении всей своей одиссеи Назар постоянно спрашивает себя (а, следовательно, и зрителей), почему смерть поселилась в его племени, которое он покинул в раннем детстве, почему никто не сопротивляется и покорно ждет своего смертного часа? Может быть, потому, что человек, рожденный в унынии, не станет счастливым?.. Счастье возникает тогда, когда "душа пытается пробиться на помощь другому существу". Это может быть и человек, и, например, умирающий верблюд, спасенный Назаром... Алла Сигалова поразительно тонко передает пластику одиноко издыхающего в пустыне верблюда и последующее его возвращение к жизни.
Художник Виктор Платонов придумал одну очень существенную деталь - это огромное восточное блюдо, сделанное из глины. Когда оно висит наверху, то воспринимается как солнце, луна, а когда опускается на сцену, устланную разноцветными коврами, то превращается в качающуюся ладью, колыбель. Режиссер организовывает действие так, что именно в этом гигантском блюде и происходят все любовные сцены, возникают мечты и зарождаются надежды. Тогда страх перед неизвестностью и пустотой пропадает, и радость переполняет героев.
Центральная сцена спектакля - когда истощенный и измученный Назар вступает в схватку со стервятником, почуявшим легкую добычу. Птица (та же Алла Сигалова) и человек ожесточенно наступают друг на друга, сплетаются в один клубок, катаются по полу, и вот, наконец, Назар одерживает победу, задушив голыми руками пернатое чудовище. Именно в этом яростном поединке режиссер постарался выразить одну из главных тем в творчестве Андрея Платонова: дух человека сильнее его немощной плоти, поэтому он способен победить смерть.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников