19 октября 2017г.
МОСКВА 
8...10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОСХОЖДЕНИЕ К АНДРЕЮ ПЛАТОНОВУ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 02 Февраля 2005г.
В 80-е годы прошлого столетия, когда начали активно печатать ранее запрещенные произведения Андрея Платонова, многие театры бросились его инсценировать, открывая неведомый до этого мир "душевных бедняков", решивших переустроить жизнь вопреки здравому смыслу и природе. Тогда, в эпоху гласности, все это казалось острым и злободневным, а постановки Льва Додина ("Чевенгур"), Александра Дзекуна ("14 Красных Избушек") просто ошарашивали зрителей своей жесткой правдой и парадоксальным своеобразием характеров.

Наверняка художественный руководитель Пушкинского театра Роман Козак в то время видел спектакль Какаджана Аширова "Джан", который привозили из Туркмении в Москву. В нынешней постановке Козака "говорящие" живые картины тоже имеют большое значение. Сегодня этим уже никого не удивишь, как 20 лет назад, и тем не менее изысканная пластика в сочетании с сохраненным текстом от автора создает сильный эффект. Режиссер "сочинил" философскую притчу, где главный герой Назар Чагодаев, будто Моисей, ведет народ по пескам. Он хочет, чтобы у людей появилась утраченная ранее воля к жизни. При этом Козак не использует массовку, как это делал его туркменский коллега, а обходится всего тремя исполнителями. Кроме Назара в спектакле участвует женщина в красном, которая играет все женские образы, а также птиц, верблюда, куст колючки, а еще "черный" человек без имени, олицетворяющий всех противников неустрашимого поводыря. Александр Матросов не только читает текст от автора, но и создает образ главного героя - смелого, вольнолюбивого человека.
Первая встреча Назара с будущей женой Верой происходит в Москве, и начинается она с робкого, неуклюжего танца, во время которого мы узнаем, что чувствует этот персонаж, "соскучившийся без счастья от чужого тела" и как "его сердце сжалось, потому что она (Вера. - Л.Л.) верила в свое обреченное одиночество". Когда Назар идет по пустыне, то образ любимой постоянно возникает перед ним, она приходит к нему во сне, и это придает ему силы, веру в свою миссию.
На протяжении всей своей одиссеи Назар постоянно спрашивает себя (а, следовательно, и зрителей), почему смерть поселилась в его племени, которое он покинул в раннем детстве, почему никто не сопротивляется и покорно ждет своего смертного часа? Может быть, потому, что человек, рожденный в унынии, не станет счастливым?.. Счастье возникает тогда, когда "душа пытается пробиться на помощь другому существу". Это может быть и человек, и, например, умирающий верблюд, спасенный Назаром... Алла Сигалова поразительно тонко передает пластику одиноко издыхающего в пустыне верблюда и последующее его возвращение к жизни.
Художник Виктор Платонов придумал одну очень существенную деталь - это огромное восточное блюдо, сделанное из глины. Когда оно висит наверху, то воспринимается как солнце, луна, а когда опускается на сцену, устланную разноцветными коврами, то превращается в качающуюся ладью, колыбель. Режиссер организовывает действие так, что именно в этом гигантском блюде и происходят все любовные сцены, возникают мечты и зарождаются надежды. Тогда страх перед неизвестностью и пустотой пропадает, и радость переполняет героев.
Центральная сцена спектакля - когда истощенный и измученный Назар вступает в схватку со стервятником, почуявшим легкую добычу. Птица (та же Алла Сигалова) и человек ожесточенно наступают друг на друга, сплетаются в один клубок, катаются по полу, и вот, наконец, Назар одерживает победу, задушив голыми руками пернатое чудовище. Именно в этом яростном поединке режиссер постарался выразить одну из главных тем в творчестве Андрея Платонова: дух человека сильнее его немощной плоти, поэтому он способен победить смерть.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.