И ПРИВЕТ ВСЕМ БЛОНДИНКАМ

Ответы Владимира Путина на многочисленные вопросы журналистов, собравшихся в Кремле, станут не только пищей для анализа политологов, но и во многом руководством к действию для чиновников.

"Завтра сяду с фломастером и основательно проштудирую всю стенограмму пресс-конференции", - признался обозревателю "Труда" чиновник в московском правительстве, пожелавший остаться неназванным.
Он, думаю, не одинок в своем стремлении, тем более что президент дал немало прямых ответов на вопросы, хотя и не на все. Например, ничего не сказал о своих возможных преемниках, отметив: "У нас много людей в России, очень много, которые могли бы возглавить страну". Отсюда возможен вывод: среди тех фигур, которые политологи рассматривают в качестве преемников, могут появиться и новые, неожиданные персонажи.
В то же время Владимир Путин дал совершенно недвусмысленный ответ о характере российской власти на обозримое будущее: "твердая президентская власть". А вопрос о партийном правительстве, по его мнению, "должен быть предметом рассмотрения будущих поколений". Так что у нынешних "единороссов" пока не видно шансов стать правящей партией.
Отмечу еще одну конкретную вещь, которая коснется россиян, имеющих отношение к армии, - военная полиция. О ее создании (в сочетании со словом "возможное") президент публично сказал впервые, отвечая на вопрос о трагедии с рядовым Сычевым в Челябинске. Но почему-то кажется, что дело это уже практически решенное.
Пятая ежегодная пресс-конференция отличалась от предыдущих не только рекордным количеством аккредитованных журналистов - больше тысячи. И не только тем, что продолжалась она дольше, чем предыдущие - 3, 5 часа. Отличие было и в том, как держался президент. Он был более раскован, готов шутить и шутил, весьма охотно, хотя и немного, говорил о себе. Кроме того, на этот раз не так жестко, как раньше, а вполне доброжелательно отвечал на вопросы иностранных корреспондентов. Например, если в декабре 2004 года одна фраза задела даже бывшего польского президента Квасьневского, то в этот раз с польской журналисткой он сначала мило пошутил, а потом без "шпаргалки" назвал ей цифры по капитализации польского рынка за прошлый год.
А вопросы были и о Чечне, и об андижанских событиях в Узбекистане, и о давлении с помощью "газопроводов вместо ракет". Только японский журналист на этот раз не спросил про Курильские острова. Тоже новинка.
Вторая часть встречи, когда отключили прямой эфир и президент забрал у пресс-секретаря Алексея Громова бразды правления, была немного сумбурной, но более непосредственной, а временами даже забавной. Путин каждый раз говорил, что пора заканчивать работу, и тут же давал слово, причем в большинстве случаев - журналисткам, а среди них - блондинкам. Началось все с корреспондентки из Нижнего Новгорода, которая призналась, что сначала готовила умный вопрос, а потом спросила "от лица всех блондинок", какими средствами пользуется президент, чтобы сохранить свой прекрасный внешний вид. Ей-то Путин и сказал: "В вашем лице всем блондинкам - большой привет!" Тут уж в зале оживились все обладательницы светлых волос...
Среди откликов на пресс-конференцию можно услышать: да это же просто шоу! Если отойти от негативного смысла, который мы вкладываем в это слово, имея в виду печально известные телевизионные примеры, то слово "шоу" в переводе с английского означает "показывать". И раз в год президент собирает большую группу отечественных и зарубежных журналистов, чтобы удовлетворить их интерес к тому, что он делает, думает, планирует. Да, это действительно ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ встреча, в том числе и с многомиллионной аудиторией россиян. А значит, лидер страны должен на ней по возможности демонстрировать свою компетентность, политическую волю, позицию России, отношение к волнующим народ проблемам, а также свою реакцию, гибкость ума, умение общаться, чувство юмора...
В этом смысле 31 января я присутствовала на хорошем шоу, причем интерактивном. Ведь журналисты тоже не просто демонстрировали себя, если учесть, что они - часть общества...