30 мая 2017г.
МОСКВА 
15...17°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 56.71   € 63.37
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТАТУС ОБЯЗЫВАЕТ

Безрук Мария
Опубликовано 01:01 02 Февраля 2006г.
Новый телевизионный год вступил в свои права. Подведены итоги года минувшего, которые свидетельствуют о том, что ситуация в ТВ-пространстве постепенно меняется. На финише 2005 года телеканал "Россия" на сотые опередил исторического лидера отечественного телевидения Первый канал. При нынешнем разнообразии телевизионного рынка, каждый пункт рейтинга достается все тяжелее, и соперникам приходится изобретать все новые и новые способы завоевать сердца аудитории, а также невидимые для зрителя методы изощренных программных комбинаций. Программная политика ведущих каналов часто кажется нам, мягко говоря, туманной. А иногда создается впечатление, что она отсутствует вовсе. Но это далеко не так. Появление в телепрограмме того или иного фильма, сериала или передачи продумано и просчитано. О том, ради кого и ради чего делаются эти расчеты, - наш разговор с программным директором телеканала "Россия" Владимиром Троепольским.

- Владимир Владимирович, сегодня многие говорят о кардинальной смене ситуации на отечественном телевизионном рынке...
- Я бы не стал употреблять слово "кардинальная". Новизна ситуации заключается лишь в том, что Первый канал уже не занимает лидирующего положения. Лидеров стало два. И дальше ситуация будет развиваться таким образом, что наиболее крупные каналы подравняются и будут бороться между собой уже за сотые доли в рейтингах.
- В последнее время на экранах разных каналов много документально-публицистических фильмов и передач. Одни снимают псевдоисторические постановочные триллеры, другие - цикловые программы. В каком виде существует этот жанр на вашем канале?
- Сегодня на экране очень часто появляется желтая, скандальная, а порой грязная документалистика, претендующая на достоверность. "Россия" - государственный канал, и потому мы не можем позволить себе такую желтизну по статусу. Мы обязаны быть взвешенными, сдержанными, в какой-то степени консервативными. Наша документалистика качественна, за нее не стыдно. Жанр перспективный, спрос на него есть, и мы будем идти тем же путем, которым шли, то есть делать документалистику без спекулятивной сенсационности. Мы предпочитаем снимать документальное кино, которое можно издавать антологиями и показывать студентам. Также у нас никогда не будет реалити-шоу. Потому что большинство реалити построено на стимулировании низменных качеств человеческой души. Мы не будем культивировать человеческие пороки. Это не камень в адрес других каналов, но мы этого просто не будем делать.
- Вы говорите о государственном статусе канала. Как он отражается на программах, не считая, конечно, новостей и аналитики?
- Он учитывается в производстве любых программ. И заключается это в том, что мы очень четко следим за тем, чтобы на нашем экране не появилась откровенная желтизна. Если она начинает проскальзывать в каких-нибудь ток-шоу- мы их попросту закрываем. То есть в данном случае учитываются не государственные интересы, а именно статус государственной компании. И многое из того, что позволительно другим, мы себе позволить не можем. Ту "расчлененку", которая иногда появляется в новостях других каналов, мы никогда не покажем. Несколько раз мы отказывались от сериалов, которые компании снимали по нашему заказу. Просто мы отсматривали их и понимали, что они не наши. Хотя они были прекрасно сделаны, но это был не наш формат. Вот нельзя государственному каналу ставить такой продукт - и все! И мы отдавали эти сериалы на другие каналы, где они успешно проходили. Что касается новостей, то для нас главное - проверенная информация, ее достоверность. Очень показателен случай с информацией о кончине Папы римского. Когда на других каналах дважды вышли сюжеты о его смерти, он в это время был еще жив. Мы себе такого позволить не можем. Наша позиция сдержанная и консервативная.
- Меняется ли с годами ваша аудитория?
- Существенно не меняется. Разве что за последние пару лет она стала чуть-чуть постарше. Говорить о том, хорошо это или плохо, я не могу. Наверное, с точки зрения коммерции аудитория СТС или НТВ, которая помоложе, чем наша, - для рекламы более выгодна. Но мы обязаны работать для всех людей живущих в России, даже для тех, кто не входит в сферу интересов рекламодателей.
- Сегодня очень много говорится о необходимости появления детского канала. Не планирует ли холдинг ВГТРК создания новых каналов?
- Могу сказать лишь то, что вопросы создания информационного и детского каналов рассматриваются.
- В минувшем году у вас появились "Шедевры индийского кино". Кому пришла в голову идея показа фильмов, которые давным-давно вышли у нас из моды?
- Это забавная история. В декабре прошлого года, во время юбилея Раджа Капура, мы поставили днем в воскресенье старый фильм "Сангам". И он собрал такую цифру, что мы решили: опа, а ну-ка попробуем еще раз. Так у нас появилась эта рубрика. Поначалу она была очень успешной, сейчас идет не ровно. Но в принципе интересно, что старые черно-белые ленты порой имеют гораздо больший успех, чем современные картины.
- А бывали еще случаи таких счастливых совпадений?
- В начале 2002 года, в один из уик-эндов, у нас произошла накладка. Кто-то из производителей нас подвел, и запланированного продукта не оказалось. И мы от безысходности поставили дополнительный кинофильм. И в результате выиграли эфир. Но такие ситуации возникают не часто. Все-таки большинство программных вещей просчитывается нами сознательно.
- Скоро грядет эра цифрового телевидения, которую все ждут, кто с нетерпением, кто с волнением. Появятся десятки новых каналов. Что будет ждать в такой ситуации наших нынешних телекитов?
- В США эра цифрового телевидения наступила много лет назад. А разве какие-нибудь корпорации общего телесмотрения куда-то сгинули?.. Вот вам и ответ. Да, их доля на рынке стала меньше, но сам рынок растет. И можно расширяться хоть до пятисот каналов, у каждого будет свое место на этом пространстве. Телевизионных изысков сколько угодно. Кто-то будет целый день смотреть на золотую рыбку, плавающую в аквариуме на экране. Кто-то будет смотреть канал, посвященный исключительно гольфу. Интересы аудитории перераспределятся, но сама она все равно останется массовой. И здесь нет никакого противоречия. Когда появилось радио, предрекали конец газетам, появилось телевидение - предрекали конец радио, появился Интернет - предрекали конец телевидению. Однако все уживаются друг с другом. Также будет и с телевидением, когда наступит эра цифрового вещания. Только если сейчас зачастую выигрывает тот, кто правильно спрограммировал сетку, то в условиях цифрового вещания речь будет идти лишь о качестве программ. И зритель от этого только выиграет.
- Юмористические программы вашего канала постоянно подвергаются критике за их низкий уровень. Почему же вы не отказываетесь от них?
- Не согласен с тем, что все наши юмористические программы низкопробны. Часть упреков принять можно, и они справедливы. Мы работаем с продюсерами этих программ, стараясь улучшать их качество. Но это частности. Самое же главное, что наш зритель поддерживает именно такое качество данного продукта. О чем и свидетельствуют рейтинги.
- Могу возразить вам, исходя из тех же рейтингов: зритель принял сериал "Мастер и Маргарита" ничуть не хуже, чем "Кривое зеркало".
- "Мастер" - это событие. Не просто для канала, а для телевидения как такового, если хотите, для всей страны. Но, к сожалению, мы все не доросли до такого уровня, когда бы у нас круглый год в прайм-тайм стояли бы подобного рода сериалы. И я имею в виду не только производителей. Ведь если говорить о культурном, интеллектуальном уровне подобного продукта, сделанного на основе классики, то ни один канал общего телесмотрения, зарабатывающий на свое существование, (т.е. не специализированный - М.Б.) выдержать этого не может. И не потому что производство таких сериалов дорого, хотя оно действительно очень дорого. Дело в нас самих, то есть в зрителях. Посмотрите, разве мы не такой именно интеллектуальный продукт ставим регулярно на телеканале "Культура"? Но большинство зрителей предпочитают ему развлекательные программы на других каналах. "Идиот", "Мастер", "В круге первом" - это продукты не массовой культуры. И мы, запуская "Мастера", вовсе не рассчитывали на какие-то сумасшедшие цифры. Просто хорошо созданный режим ожидания "Мастера" дал потрясающие результаты на входе (показе первых серий - М.Б.). На выходе результаты пришли в соответствие с прогнозами, но тоже очень хорошие. Но в принципе от подобного телевизионного формата невозможно требовать коммерческого успеха. Потому что он создается с целью просветительской, культурологической, имиджевой, если хотите, но не коммерческой. И мы будем продолжать работать в этом жанре.
- Какие телевизионные жанры, помимо многосерийных экранизаций, на ваш взгляд, будут наиболее актуальны в наступившем году?
- Кино, снятое для телеэкрана. Не прокатное кино, не телесериалы, а именно полнометражное кино, сделанное специально для телевидения.
- А как в целом меняются потребности нашей телеаудитории?
- Я считаю, что телевидение в России едва ли не богатейшее в мире. Наш зритель получает без специальной подписки такой разнообразный телепродукт! Это, кстати, одна из причин того, почему пока так плохо у нас развивается платное телевидение - бесплатное слишком разнообразно. Очень жесткая конкуренция, очень хорошие программы. Человек просто не успевает посмотреть все, что предлагает бесплатное ТВ, куда ему еще и платное! А ругают телевидение всегда. И здесь есть определенные периоды обострения критики и успокоения. Другое дело, что люди, которые делают телевидение, - по крайней мере, многие из них, - в принципе, хотели бы делать его чуть интеллигентнее, чуть умнее, чуть продвинутее... Но это процесс не одного дня.


Loading...





Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?