ЖЕРТВЫ КАНАЛЬНОЙ ВОЙНЫ

Во времена моего далекого пионерского детства наши воспитатели часто вспоминали древнеримскую формулу "Человек человеку - волк", связывая ее, разумеется, исключительно с бесчеловечными нравами капиталистического мира. И противопоставляя ей сочиненный где-то в недрах агитпропа неуклюже перефразированный, зато стопроцентно советский лозунг "Человек человеку - друг, товарищ и брат".

Шли годы. Крепла и расцветала Страна Советов. Летчики и ткачихи ставили рекорды, ученые создавали космические корабли и телевизионные приемники. Советские работники молодого ТВ-искусства создавали новые телеканалы, которые были друг другу исключительно друзьями, товарищами и братьями. Они не конкурировали друг с другом, не старались переманить к себе часть аудитории другой кнопки.
Дружба эта зиждилась на устоях Гостелерадио.
В девять вечера вся страна должна была смотреть программу "Время". Перекрывать ее какими-то другими передачами было нельзя. На всех немногочисленных по тем временам кнопках в 21.00 появлялось изображение Спасской башни Кремля, звучали энергичные аккорды музыки Георгия Свиридова. Два диктора, он и она, начинали неспешный рассказ о событиях в стране и мире.
Широко известный анекдот про зрителя, который, переключая в этот час каналы с надеждой увидеть нечто иное, натыкался на строгое лицо руководителя одной серьезной организации и слышал его суровое: "Я тебе попереключаю!" - не лишен, конечно, остроумия, но весьма далек от реальной жизни. Ни у одного нормального человека в СССР в девять вечера не могла даже возникнуть мысль шарить по каналам...
К счастью, анекдот, как и то, что положено в его основу, уже стали историей. Количество телеканалов стремительно растет. Метровые, дециметровые, спутниковые - сегодня их сотни. Нынешнего зрителя беспокоит не столько дефицит, сколько, напротив, чрезмерное изобилие предложений на телевизионном рынке.
Правда, изобилие это количественное, а не качественное. Поэтому, наверное, зрители сетуют на однообразие телевизионного "пейзажа". "Каналов много, а смотреть нечего", - мнение, которое слышишь на каждом шагу.
В ситуации, когда каналов становится все больше, а число зрителей не увеличивается (а то и уменьшается: молодежь уходит в Интернет или смотрит DVD), на передний план выступает конкурентная борьба между кнопками. Битва за высокий рейтинг обретает все более изощренные черты.
В комедии Плавта, откуда взята цитата, открывающая эти заметки, есть продолжение фразы, о котором почему-то редко вспоминают. "Человек человеку - волк, если он его не знает". Коллеги с разных телеканалов прекрасно знают друг друга, состоят в одном профессиональном сообществе и тем не менее не отказывают себе в удовольствии напакостить конкуренту.
В минувшее воскресенье состоялась премьера "В круге первом". Уже стартовые серии показали силу и глубину воссозданных характеров, остроту и вместе с тем историческую значительность драматургии. Зная о готовящейся на канале "Россия" десятисерийной ленте (реклама показа появилась за две недели), люди с НТВ поспешили выйти чуть раньше с сериалом "Зона", в котором, как говорится, тех же щей, да пожиже лей. На деле - картонные персонажи, дурная работа актеров и режиссера, откровенная спекуляция на теме жизни в местах лишения свободы. А тут еще в день, когда стартовала солженицынская серия, канал ТВЦ выдал повтор концерта группы "Лесоповал" с тем же зэковским репертуаром. Выбирай зэков на свой вкус!
Первый канал решил поставить "Кругу первому" подножку более изощренным способом. Аккурат в те же самые дни и практически в то же время он показывает сериал, поставленный по всеми любимому "Золотому теленку" Ильфа и Петрова. Заманивает зрителей контрастом: там - серьезная драма, тут - легкая комедия, почти эстрада. Хотя, судя по началу, экранизация способна охладить поклонников романа поверхностным отношением к произведению и отсебятиной. А любители эстрады, боюсь, станут скучать: им, приученным в последнее время к площадной эстетике "Аншлага" и "Кривого зеркала", сложными покажутся даже шутки товарища Бендера.
Впрочем, окончательно оценить оба эти произведения можно будет лишь по завершении их показа. Хотя и сейчас ясно: контрпрограммирование здесь, скорее всего, повредит зрительской судьбе сериалов. От прямого противостояния пострадают они оба.