ЗНАЛ БЫ СТАРИНА ФОРД!

Профсоюзная организация русско-американского автомобильного завода Форд Мотор Компани, что в городе Всеволожске Ленинградской области, готовится к очередной забастовке. На этот раз не исключено, что забастовка будет полномасштабной и бессрочной. На протяжении нескольких месяцев рабочие в лице своего профсоюза вели переговоры с руководством предприятия о принятии коллективного договора. Но он так до сих пор и не принят.

"Труд" не раз писал о ситуации на "русском Форде" - первом на северо-западе России совместном автозаводе (дочерней компании знаменитого "Форда"). Его открытие в 2002 году стало событием не только для жителей Всеволожска, где трудно тогда было с работой, но и для близлежащего к нему Петербурга. Думалось, что вместе с популярной маркой машин здесь наладят и качественное, хорошо организованное производство, позаботятся о достойных условиях и оплате труда рабочих. Увы, этого не случилось.
Уже в 2004 году среди рабочих-фордовцев начались брожения. Люди сетовали на низкую зарплату, короткий отпуск, несоответствие производственного процесса технике безопасности. Показательно, что практически никто из рабочих, собирающих здесь Ford Focus, сам купить его не может - не по карману.
Три года спустя после открытия предприятия на нем появился профсоюзный комитет, начавший планомерную борьбу за права рабочих. Численность профсоюза увеличилась тогда буквально за месяц в 10 раз! - до 110 тысяч человек. Председателем был избран молодой энергичный Алексей Этманов.
А летом 2005 года на заводе начались первые серьезные волнения. Рабочие требовали повышения зарплаты и равную оплату специалистам одного разряда за труд равной ценности. После проведенной той осенью так называемой итальянской забастовки (выполнялась только та работа, которая положена по службе, только в установленное законом время и при условии полного соблюдения условий труда), руководство согласилось сесть с рабочими за стол переговоров. К началу 2006 года была решена одна из острейших проблем - равная оплата труда. Позже профсоюз добился и повышения зарплаты на 14-17 процентов.
Сейчас на Всеволожском заводе квалифицированные рабочие получают, если верить официальным данным руководства предприятия, порядка 17 тысяч рублей. Это средний заработок по Ленинградской области. (Для сравнения: рабочие "Форда" в других странах за тот же самый труд имеют в переводе на наши деньги около 30-35 тысяч ежемесячно). Получается, квалификацию российских специалистов хозяева Форд Мотор Компани в расчет не берут.
При том, что автомобильное производство во Всеволожске оказалось более чем рентабельным, его объемы постоянно растут. По данным независимых экспертов, собираемый здесь легковой автомобиль "Ford Focus" четвертый год подряд остается самой продаваемой иномаркой в России. Рост продаж в 2006 году составил 92% по отношению к 2005 году. В Петербурге все знают: купить эту машину очень непросто. Желающим приобрести ее приходится, как в добрые старые времена, записываться за несколько месяцев, не забывая регулярно отмечаться, чтобы подтвердить свои покупательские намерения.
С самого начала главной задачей профсоюзного комитета было и остается принятие коллективного договора. Основные требования которого - социальная и финансовая защита рабочих.
- Мы давно перестали надеяться на то, что у нашего начальства проснется совесть, и оно прислушается к мнению рабочих, - говорит Алексей Этманов. - Я переговорил с коллегами: большинство за то, чтобы бастовать, и бастовать по всем правилам. Сейчас проводим посменные голосования. Ведь собраться всем вместе и сразу нам не разрешают. И в то же время говорят, что такие вот посменные голосования якобы незаконны. Очень даже законны! У нас все в протоколах зафиксировано.
Сроки забастовки пока не определены. Скорее всего, говорит профсоюзный лидер, "определимся в ближайшие пару дней".