Уже вскоре после революции Ленин подписал декрет о введении процедуры кремации, в котором говорилось, что рабоче-крестьянская власть не только допускает сжигание покойников, но даже объявляет эту процедуру предпочтительной. Идея огненного погребения нашла положительный отклик среди большевистского руководства. Сжигать трупы умерших вместо «реакционного» закапывания их в могилу — это же так прогрессивно!
Тут же была опубликована статья Троцкого, где тот предлагал вождям революции подать пример и завещать, чтобы их тела после смерти были сожжены (впрочем, ни единого документально оформленного волеизъявления на сей счет от вождей так и не появилось). А в
Пилотным проектом новой технологии похоронного дела стала постройка в Северной столице временного крематория, который, правда, проработал всего лишь год. Более основательно подошли к решению проблемы в Белокаменной. «В Москве строится крематорий. Под него приспосабливается
Донской крематорий вступил в строй в
Впрочем, в верхах прекрасно понимали, что вековые погребальные традиции победить непросто. А потому решено было развернуть среди граждан активную кремационную пропаганду. «На днях открывается всесоюзная выставка по кремационному делу. Она будет помещаться в Аничковом дворце. Иностранные фирмы также принимают участие на выставке», — писала газета «Молодой ленинец» 3 января 1926 года, а в одном из следующих ее номеров целая полоса вышла под шапкой «Москва будет трупы сжигать».
С легкой руки товарища Газенбуша, который занимал должность заведующего похоронным подотделом МКХ, появилось Общество развития и распространения идей кремации (ОРРИК). В заявке на регистрацию новой общественной организации было указано: «Образование такого общества крайне желательно в целях пропаганды и популяризации идей кремации среди широких масс населения и содействия крематорному строительству нашего Союза».
Пропагандистскую деятельность развернули бурную. Общество заказало выпуск массовым тиражом серии из 12 открыток с фотографиями крематория и другими изображениями на эту тему, на московских заводах и в учреждениях стали создаваться «уголки кремации». В Донской крематорий организовывали экскурсии для трудящихся. Подобные
Свои идеи поклонники огненного погребения старались донести и до жителей других регионов страны. В 1928 году по случаю праздника 1 мая руководители московского
Очень эксклюзивно отметили годовщину существования ОРРИК. Внушительная группа активистов после торжественного заседания собралась на концерт органной музыки, устроенный прямо в ритуальном зале Донского крематория. Кстати, следующая годовщина общества прошла уже почти незаметно, эта организация тихо сошла на нет.
Впрочем, по крайней мере один вещественный след, к появлению которого имело отношение ОРРИК, сохранился. Дело в том, что в конце 1927 года по линии общества был инициирован вопрос о создании в столице специального колумбария для захоронения урн с прахом людей, имеющих особые заслуги перед советской страной: старых большевиков,
Это недоступное для посторонних посетителей место погребения существует и сейчас, когда первый московский крематорий на Донском уже закрыт, а здание его снова превращено в церковь.
Путь в зону особого режима лежит через неприметную дверцу сбоку от алтаря. Cтены колумбария покрыты рядами многочисленных мемориальных табличек и застекленных ниш, вдоль проходов выстроились каменные надгробия. Здесь можно прочитать имена весьма известных в свое время людей: начальника строительства Дворца Советов
Вот урна, под которой прикреплена табличка: «Запа Артур Янович. Инженер, заместитель директора завода ЦАГИ. 1898–1933». Вместилище праха выглядит очень оригинально: это кусок настоящего авиационного двигателя — блок цилиндра с сохранившимися патрубками, ребрами радиаторов охлаждения. Встречается немало и других эксклюзивных урн. Например, сделанных из корпуса артиллерийского снаряда, устроенных в форме лакированной деревянной шкатулки, в виде увеличенной копии юбилейного знака «5 лет ВЧК — ГПУ» и прочих.
Москвичи бьют тревогу. Прошел слух, что территорию закрытого колумбария в новом Донском монастыре хочет забрать себе Русская православная церковь. Еще перед Новым годом в ГУП «Ритуал» и в Общество некрополистов стали обращаться родственники умерших, чьи урны с прахом захоронены в здании бывшего Донского крематория. Все они нашли записки с просьбами срочно обратиться в администрацию кладбища, где им сообщили, что урны с прахом вскоре будут перенесены.
Если перенос Донского крематория все же состоится, многие останки попросту превратятся в пыль и обломки, считает представитель Общества некрополистов Елена Черданцева.
Среди тысяч московских могил найдется немало таких, которые отмечены необычными деталями «биографии».
Странные события случились с прахом композитора
1995 году эта несправедливость была исправлена.
Проблемы идеологического толка возникли при сооружении надгробия Павлу Корину. Знаменитый художник и собиратель старинных произведений русского искусства завещал поставить на могиле простой каменный обелиск, укрепив на нем уникальное бронзовое распятие XVII века из своей коллекции. Когда монумент уже был почти готов, вдруг пришло распоряжение от инспекторов Министерства культуры: старинный крест на памятнике ни в коем случае не устанавливать. (Коринская могила находится на «правительственном» Новодевичьем кладбище). Пришлось автору проекта, архитектору О. Великорецкому, обращаться к министру Фурцевой. Та захотела лично увидеть бронзовое распятие и после этого
Широкой известностью среди москвичей пользовалась