Мифы и легенды «Ельцин-центра»

Про «святые 90-е» и девичью память

Вчера был день рождения первого президента России Бориса Ельцина, уже 87-й. Сказать, что страна отметила это событие, было бы большущим преувеличением. Но и совсем незамеченным оно не осталось. Есть, есть еще в России островок, защищенный от ветров перемен и коварных, не вполне праздничных вопросов.

Там, на островке, охраняется память о первом президенте, там царит трогательная атмосфера ностальгии по годам ельцинского правления, которые кое-кто из наиболее восторженных уже называет «святыми». Я имею в виду циклопический, вычурный «Ельцин-центр» в центре Екатеринбурга. Там-то вчерашний день прошел в режиме почти религиозного праздника в память о «святом Борисе».

Весь день 1 февраля в «Ельцин-центре» проводились разнообразные мероприятия в жанре «Знаете, каким он парнем был!». Причем с ярко выраженной адресной направленностью: детям до 30 лет. Такое обращение к молодежной аудитории вполне понятно — сложно всерьез рассказывать нечто сусально-ностальгическое о свершениях Бориса Ельцина людям, к примеру, моего поколения, все еще помнящего «святые 90-е» в нюансах и подробностях. Тем, кто на своей шкуре испытал прелести шоковой терапии и экономических реформ имени Гайдара — Чубайса. Кто не забыл знаменитое «берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить» с последовавшей за этим кровавой бойней в Чечне...

Нет, лучше даже не пытайтесь вызвать во мне добрые чувства к Борису Николаевичу!

А вот молодежь, которая обо всем этом знает понаслышке да из старых телесериалов, — куда более податливый, внушаемый контингент. Именно ее вчера зазывали дяди и тети, отвечающие за культурную программу «Ельцин-центра».

Гвоздем ее стал полуторачасовой квест «Прогулка с президентом», где, как было обещано в рекламе, гостям предлагается «творческая интерактивная экскурсия и возможность познакомиться с современными мультимедийными историческими программами и редкими артефактами музея, получить уникальные знания о сложной работе президента, а также увидеть настоящий президентский кабинет».

Не уверен, что юным участникам квеста предложили виртуально прогуляться по таким историческим местам, как мост у Николиной Горы, с которого таинственно упал Борис Николаевич в 1989-м. Или дали пострелять в компьютерном шутере из танка по Верховному Совету, как это было в 1993-м. Или подирижировать немецким военным оркестром, как это было с участием нетрезвого президента в 1994-м.

Зато у посетителей Центра есть возможность взглянуть в музее на экспонаты вроде деревянной скульптуры «Ельцин-неваляшка», посетить фотовыставку «Большое видится на расстоянии: Ельцин в фотообъективе», сходить на экскурсию «Другая жизнь президента», поучаствовать в викторине на знание подробностей из жизни Бориса Николаевича и даже получить за это приз от «продавца из 90-х». Да-да, представляете, получить приз от небритого ларечника эпохи первичного накопления капитала! Наверняка организаторы уверены, что любой мальчишка сегодня просто мечтает о таком подарке...

Ну а для более одухотворенной молодежи была подготовлена творческая встреча с продюсером Иреной Лесневской, принимавшей участие в создании таких публицистических фильмов, как «Один день в семье Президента» и «Мужской разговор — 2». Оба этих полотна также демонстрировались вчера в «Ельцин-центре».

А накануне Ирена Лесневская давала интервью сайту «Ельцин-центра», где заявила: «Когда я слышу «лихие 90-е», «проклятые 90-е», меня всю корежит, потому что для меня это лучшее время. Для меня и тех людей, которых я люблю, на которых равняюсь, которыми восхищаюсь, радуюсь, что многие все еще держатся. И пусть некоторые уехали, некоторые ушли в другой мир. Считаю, что Ельцин вырулил советскую, абсолютно разложившуюся страну на новый путь...»

Девичья память? Хотя, наверное, можно понять доводы Ирены Стефановны. Те годы, 90-е, действительно были лучшими в ее карьере и биографии. Но много ли россиян из числа тех, кто «не уехал», могут повторить ее слова, рассказывая о своей жизни? И зачем сегодня тащить в «Ельцин-центр» молодежь и внушать ей мифы о «ельцинской России, которую мы потеряли», и о президенте-демократе? В этом плане жрецы «Ельцин-центра» мало чем отличаются от советских пропагандистов, десятилетиями вбивавших в головы малышам из детсада, октябрятам с пионерами сказки про доброго дедушку Ленина и усатого «лучшего друга советских детей и физкультурников».

Все дело в том, что нынешняя российская власть до сих пор не дала оценку таким важным событиям той поры, как внешнеполитическая капитуляция 90-х, расстрел Белого дома в Москве, грабительская приватизация, первая чеченская и прочие «славные страницы истории», связанные с именем Ельцина. Хотя вот и президент Путин заявляет: «Как бы нам ни хотелось цепляться за что-то, что кажется дорогим и близким, все, что мешает движению вперед, должно быть зачищено и отброшено».

По моему (и не только моему!) твердому убеждению, ритуальные камлания вокруг «Ельцин-центра» — это как раз то самое, что должно быть «зачищено и отброшено». Но пока вместо этого создается новая мифология про «святые 90-е».