ПОЛКУ РЕФОРМАТОРОВ ФЕДЕРАЦИИ ПРИБЫВАЕТ

Несколько странная история произошла с программой кандидата в президенты России кемеровского губернатора Амана Тулеева. Стоило ему сразу после регистрации в Центризбиркоме выступить по телевидению и поделиться мыслями о необходимости управленческой реформы и, в частности, укрупнения регионов, как от Центральной избирательной комиссии последовало предупреждение о "преждевременности выступлений некоторых кандидатов". Тулеев, похоже, все понял и стал дожидаться положенных по закону сроков для начала пропаганды своих взглядов. Прошло еще немного времени, и 25 февраля (между прочим, в день официально разрешенного начала предвыборной пропаганды в прессе) в "Независимой газете" появилось письмо, адресованное и.о. президента и подписанное тремя губернаторами. Тулеева среди них не было.

Обсуждение "проекта трех губернаторов" сразу же стало "темой недели". Общепризнанный кандидат N1 вроде бы высказал к проекту достаточно одобрительное отношение. Теперь об этом пишут и говорят, анализируют и оценивают. Между тем кандидат Тулеев оказался в несколько странном положении. Получается, что публично высказанные им предложения перекочевали в совсем чужой проект.
Собственно, особого-то предмета для дискуссий пока не видно. Давно уже поговаривают о том, что 89 субъектов РФ, да еще делящихся на четыре типа (две столицы, республики, области и края, автономные округа), - это слишком много. Громче всех, кажется, заявлял об этом Е. Примаков в бытность премьером. То, что в такой ситуации эффективно управлять страной невозможно, очевидно всем. О том, что давно пора реформировать административно-территориальное деление, доставшееся нам от прошлого, догадывался еще Б. Ельцин. Однако все знали и другое: насколько сложен и болезнен такой процесс.
Понимая все это, Тулеев сформулировал свои идеи очень аккуратно, с целым рядом оговорок. Мол, и республики, и обе столицы - Москву и Питер - пока трогать не надо. Он исходил из очевидного для губернатора: прежде всего необходима реформа управленческих звеньев. Надоело толкаться в очереди на прием к премьер-министру. 30-35 руководителей укрупненных (из 2-3-4 областей) суперрегионов - уже работоспособная система. А чтобы они не стали слишком "самостийными", Тулеев предложил их назначать из центра. Думается, что с управленческой точки зрения эта идея достаточно разумна.
А вот "проект трех губернаторов" вроде бы об этом же, да не совсем. Он замахивается сразу на все - и на конституционную реформу, и на банковскую систему, и на реформу всех органов власти подряд - как муниципальных, так и федеральных, и даже внутри субъектов РФ. В нем смешано многое: и высокая политика, и предельно конкретная экономика (вплоть до оборотных средств предприятий и проблемы взаимозачетов), и очень многие, причем самые разные интересы.
Возникает естественный вопрос: почему появился такой, явно "сырой", документ в печати именно сейчас? Можно предположить два варианта ответа.
Вариант 1: Авторы "проекта трех" решили как бы сработать на "перехват", дополнив, расширив, включив предложенное ранее в актуальный контекст. Мол, "идеи носятся в воздухе", "все губернаторы так считают" и т.д. Кроме того, поговаривают, что на днях может появиться еще один проект реформирования, теперь уже предлагаемый лидерами республик в составе России (в Татарстане, по слухам, он давно подготовлен).
Вариант 2: Включив идеи Тулеева в явно сыроватый документ, кто-то просто захотел "уценить" эту идею.
Так это или не так, однозначно судить трудно. То, что идеи федеративной реформы находят все новых сторонников, - хорошо. Давно пора. Но для этого нужен единый губернаторский строй реформаторов. Тогда дело пойдет.