29 сентября 2016г.
МОСКВА 
7...9°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.95   € 71.57
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КРИТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС

Струженцов Дмитрий
Опубликовано 01:01 02 Марта 2000г.
Странные аварии, происходящие прямо на старте. Специалисты расходятся во мнениях, объясняя их возможные причины. Свою версию по этому поводу высказывает профессор Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Александр Синяков.

- Успехи в освоении космического пространства породили у многих иллюзию, что практически почти все свойства космоса изучены и что безопасность космической техники зависит в основном от уровня технологии производства и грамотности эксплуатации, - говорит Александр Назарьевич. - Это глубокое заблуждение. Оно свойственно не только российским, но и западным специалистам.
На самом деле разработчики и создатели авиакосмической техники только-только подошли к пониманию процессов в космосе и в Солнечной системе, в частности. Жаль, что они это осознают лишь после очередной неудачи, когда обычные подходы не позволяют понять причину катастрофы.
А неудач при запуске российских и зарубежных космических аппаратов было немало. До сих пор каждый запуск космического аппарата таит в себе очередную загадку. Специалисты заходят в тупик при расследовании причин крупных ракетных катастроф. Все чаще возникает мысль, что технологические возможности обеспечения безопасности полетов практически исчерпаны, что существуют какие-то внешние, не учитываемые пока факторы.
Многие исследователи уже давно высказывают мнение, что имеет место какое-то опосредованное влияние космоса на земные события. Но установить здесь четкую причинную связь пока не удается. Многочисленные исследования подтвердили гипотезу о том, что взаимодействия планет активно влияют на многие процессы и явления как в космосе, так и на земле.
- Что вы имеете в виду?
- Прежде всего то, чем мы занимается уже многие годы, - исследования локального геофизического резонанса. Известно, что каждому процессу или объекту живой или неживой природы, имеющему кристаллическую или молекулярную структуру, соответствует своя критическая частота. При совпадении частоты ЛГР с этой критической частотой происходит кратковременное нарушение процесса или свойств объекта.
Со школьной поры каждый из нас, наверно, помнит хрестоматийный пример печальных последствий резонанса. Помните, в 1902 году в Петербурге обрушился цепной Египетский мост, когда на него ступил эскадрон конногвардейцев. Почему обрушился мост? Потому что по чистой случайности резонанс, возникающий при одновременном топоте лошадиных копыт, совпал с критическим резонансом конструкции моста. Примерно то же самое происходит и в тех случаях, когда параметры ЛГР совпадают с критической резонансной чистотой конструкции, системы, процесса...
Многолетние исследования аварий и катастроф российских и американский объектов ракетной и космической техники позволяют утверждать, что первопричиной большинства из них является именно локальный геофизический резонанс.
Вот примеры. В течение августа 1998 года произошли две катастрофы американских ракет при запуске космических аппаратов. 12 августа через 42 секунды после старта с мыса Канаверал была взорвана одна из наиболее мощных ракет США Титан 4А. 26 августа там же произошла катастрофа ракеты Дельта-1П. Компьютерное исследование геофизической ситуации 12 и 26 августа 1998 года на мысе Канаверал показывает, что в периоды аварий обеих ракет имел место локальный геофизический резонанс. Значение параметра ЛГР было равно 172 (для Титана 4А) и 230 (для Дельты-III). Эти резонансные частоты очень опасны для элементов систем управления.
Похожая ситуация сложилась в момент запуска космического челнока Челленджер 28 января 1996 года. Это самая трагическая дата в истории американской астронавтики. Компьютерный анализ показал, что в момент катастрофы объект попал в зону ЛГР с параметром 123. Это значение равно критическому для материала изоляции между корпусом и твердотопливным ускорителем. В результате изменения свойств произошли прогорание изоляционного кольца и взрыв ракеты.
Те же причины были обнаружены при компьютерных просчетах ряда неудачных запусков российских космических аппаратов. 25 июня 1997 года в процессе маневрирования произошло столкновение космической станции "Мир" с грузовым кораблем. Наземные службы посчитали виновным в инциденте командира корабля. Однако наше расследование показало, что в период маневрирования на орбите станция "Мир" вошла в зону резонанса, при котором происходит существенное кратковременное изменение свойств системы управления. И командир корабля никак не мог среагировать на это изменение.
Компьютерный анализ катастрофы ракеты "Протон", запущенной с космодрома Байконур 5 июля 1999 года, позволяет утверждать, что причиной отказа стало попадание ракеты в зону резонанса на высоте около 120 км.
Ситуация повторилась при запуске "Протона" 27 октября 1999 года. Взрыв второй ступени ракеты произошел через 220 секунд после запуска. Время старта ракеты было выбрано чрезвычайно неудачно и совпало непосредственно с периодом ЛГР. По предварительным данным, предпосылки аварий должны были возникнуть уже в первые две минуты полета.
Аварии можно было избежать, если бы перед стартом была просчитана геофизическая ситуация в месте старта и по траектории полета.
Вывод один: необходимо планировать старт космических ракет в безопасный период с точки зрения локального геофизического резонанса.
Комиссия, расследующая причины катастроф ракет, как правило, находит отказавший элемент или блок и делает вывод об ответственности разработчика или изготовителя. Главная задача комиссии - найти виновного, на чей счет списать неудачу. На самом деле отказ элемента или блока не обязательно связан с плохим качеством их разработки и изготовления. Возможно, что исходная причина связана с мощным внешним фактором - локальным геофизическим резонансом. Пока разработчики и эксплуатанты ракетно-космической техники это не поймут, катастрофы будут продолжаться.


Loading...

Дело о миллиардах полковника Захарченко вышло на международный уровень: к расследованию подключилась ФРС США.