СБИВАЮТСЯ В СТАЮ "ДИКИЕ ГУСИ"

Это было одно из самых сложных дел, рассматривавшихся Киевским городским судом. В качестве свидетелей по нему проходило около ста человек. Однако сложность заключалась в том, что, давая правдивые показания, свидетели в одночасье могли превратиться в обвиняемых. Они самовольно принимали участие в боевых действиях на территории иностранного государства, а согласно новой статье 63-1 Уголовного кодекса Украины и вербовка наемников, и участие в вооруженных конфликтах за рубежом караются лишением свободы на срок от 3 до 12 лет.

Когда говорят о тяжести экономического положения Украины, чаще всего вспоминают о голодных шахтерских забастовках и пенсионерах, не получающих даже мизерные свои пенсии и вынужденных рыться в мусорниках. Но при этом почему-то забывают о молодых, здоровых парнях, возвратившихся после армейской службы в родные села и оказавшихся в положении безработных. А если они и работают, то зарплату, как правило, не получают. Особенно невыносима жизнь тех, кто успел жениться и обзавестись детьми. Слабые спиваются, сильные нередко формируют банды грабителей, промышляющих на ночных дорогах и совершающих налеты на сельские магазины и дома более или менее зажиточных сельчан.
Так что когда в селах Киевской и Черкасской областей появились вербовщики, предлагающие работу на стройках в Кавказском регионе с ежемесячной зарплатой в 300-500 долларов, от желающих отбоя не было. Некоторым из них, особенно владеющим военно-техническими специальностями, говорили прямо: речь идет, конечно, не о строительстве, а об участии в карабахском конфликте. Это мало кого останавливало. За триста-четыреста долларов в месяц они готовы на все - на такие суммы и подписывали контракты украинские хлопцы. Вербовской занимался житель Львова Фидель Комар, зарегистрировавший в Киеве частное предприятие "Руна и Ко" и подобравший себе в напарники группу киевских "крутых" парней.
В двадцатитомном судебном деле можно найти много документов, в том числе оригинал контракта между представителями Министерства обороны Азербайджана и МЧП "Руна и Ко". Его первый пункт гласит: "Малое частное предприятие "Руна и Ко" обязуется обеспечить командирование в Республику Азербайджан специалистов военного профиля, необходимых для выполнения боевых задач..." А в четвертом пункте Дополнения к этому контракту сказано: "Трофейное оружие, а также военную технику, захваченные при выполнении задач, МЧП "Руна и Ко" использует по своему усмотрению..." Правда, этот пункт так и остался нереализованным, поскольку созданное Фиделем Комаром соединение "У" добыть боевых трофеев не смогло.
Кстати, небольшая часть команды, которая всерьез восприняла разговоры о строительных работах и правду узнала только на месте, после прибытия в Азербайджан взбунтовалась, потребовала отправки домой. Но таких была горсточка. Остальные согласились нести дежурство в окопах вместе с азербайджанскими солдатами. Через пару месяцев во время одной из перестрелок украинское соединение "У" потеряло четырех человек убитыми, и на этом его "боевые подвиги" закончились. Наемников возвратили в Киев, где "бунтовщики", отказавшиеся от участия в боевых операциях, были подвергнуты жесткой экзекуции. Деньги, оговоренные в контрактах, полностью им не выплатили. Вербовщики не рассчитались и с семьями убитых. Отец двадцатилетнего Андрея Штанько из Умани, скончавшегося от тяжелых пулевых ранений, писал, что обещанные доллары семье убитого Ф.Комар так и не отдал.
Если бы не возник скандал из-за неуплаты обещанного вознаграждения, эта история, пожалуй, не стала бы достоянием правоохранительных органов. Визового режима между странами СНГ не существует, переехать из одной республики бывшего СССР в другую не составляет труда, и практически нет никакой возможности доказать, что человек, следующий в Азербайджан, Грузию или Чечню, намерен там воевать. Но в данном случае Служба безопасности Украины получила веские доказательства. Вербовщиков арестовали. При обысках, в частности, на квартире, которую снимал Фидель Комар, были обнаружены огнестрельное оружие, военное снаряжение и обмундирование, множество документов. Например, справка о том, что Фиделю Комару от имени Минобороны Азербайджана поручается вести предварительные переговоры по вопросам поставки вооружений и боеприпасов. А еще - поручение Управления делами Верховного Совета Азербайджана на ведение переговоров о повышении эффективности работающих и законсервированных нефтяных скважин...
Впрочем, эти бумаги суд не интересовали. Они просто остались подшитыми в одном из томов дела. На судебном процессе речь шла только о вербовке наемников. И здесь украинская Фемида была достаточно строга: Фидель Комар осужден на 9 лет лишения свободы с конфискацией имущества, трое его подручных - на сроки от трех до шести лет. Это, пожалуй, единственный случай, когда вербовщики наемников понесли наказание, хотя украинские граждане участвовали в боевых действиях в Приднестровье, Грузии, Чечне.
...Генеральная ассамблея ООН, учитывая дестабилизирующее влияние наемничества на политическую обстановку во многих странах, приняла в 1989 году международную Конвенцию, запрещающую вербовку, использование, финансирование и обучение "диких гусей". Но этот документ ратифицировали только шесть африканских стран. Да еще - Украина. Страны Запада от такой ратификации пока воздерживаются, а во Франции даже преподносят свой "Иностранный легион" с мало скрываемой гордостью.
Ратифицировав Конвенцию, Украина ввела в свой Уголовный кодекс соответствующие статьи. Правда, на практике они оказались бездействующими. Причину такого бездействия объяснил мне Александр Надид, возглавлявший следственную группу Киевской городской прокуратуры по делу Фиделя Комара и его коллег-вербовщиков.
- Ведь само событие, - говорит он, - происходит на территории другого государства, и это государство, как правило, не заинтересовано в предоставлении какой-либо информации. Особенно - о "диких гусях", принимавших участие в боевых действиях на стороне этого государства. Поэтому обнаружить, а тем более доказать факт участия наемников в военных операциях можно лишь в исключительных случаях. Хотя косвенные подтверждения общеизвестны: например - награждение ряда членов праворадикальной организации УНА-УНСО боевыми орденами Грузии.
Кстати, Фидель Комар во время следствия пытался представить себя членом УНА-УНСО, но его заявления подтверждения не получили.
В январе все СМИ опубликовали сенсационную новость о захвате оперативной группой ФСБ и МВД России "басаевской волчицы" - 27-летней украинки Елены-Лолиты, профессионального снайпера. Наемница с Украины? Начальник пресс-центра Службы безопасности Украины Анатолий Сахно заявил, что реальных доказательств того, что на стороне чеченцев воюют украинцы, у него нет: в СБУ из ФСБ России официальных запросов об украинских гражданах, подозреваемых в участии в чеченском конфликте, не поступало.