РОЖДЕННАЯ В САН-ФРАНЦИСКО

Если у советского "старшего брата" наличие родственных связей за границей считалось пятном в анкете-биографии, то в КНР этот пункт до сих пор служит главным критерием приема в скромную партию с довольно претенциозным названием "Чжигундан" - партия стремления к справедливости. Это единственная в стране политическая организация вернувшихся из-за рубежа китайцев.

Мой собеседник - председатель ЦК партии "Чжигундан" ЛО ХАОЦАЙ. Он родился в Сингапуре, где в 1952 году в 18-летнем возрасте был схвачен англичанами как активист антиколониального движения и выслан в КНР. Видный юрист - изучал право в США, работал заместителем председателя Верховного народного суда КНР. В 1997 году возглавил ЦК партии "Чжигундан", годом позже стал одним из заместителей председателя Всекитайского комитета Народно-политического консультативного совета Китая (НПКСК).
Наверняка немногие в России наслышаны об этом весьма специфическом институте политического устройства КНР. С вопроса о том, что же представляет собой НПКСК, и началась наша беседа.
- Исторически сложилось так, - рассказывает господин Ло, - что в Китае, помимо компартии, действуют еще 8 демократических партий, в которых состоят порядка полумиллиона человек. Все они созданы еще до провозглашения КНР и в политическом плане поддерживают КПК. В организационном отношении эти партии независимы, действуют в рамках конституции, представлены во властных структурах различного уровня и активно вовлечены в систему политического управления, прежде всего, в рамках НПКСК - организации широкого патриотического фронта, созданной в сентябре 1949 года. Она не является государственным органом, но вместе с тем отличается от обычных общественных организаций. По сути, НПКСК, чьи отделения представлены по всей стране, - это форум, на котором высказываются мнения, критические замечания и рекомендации по важным аспектам государственной политики и вопросам местного значения - словом, осуществляется своеобразный контроль за деятельностью госаппарата, проведением в жизнь положений конституции и законов КНР.
- Партия стремления к справедливости - откуда взялось такое название? Как и когда родилась "Чжигундан"?
- С названием все просто. Это формулировка из одного высказывания Сунь Ятсена, отца китайской буржуазно-демократической революции: "Нет цели благороднее, чем стремиться к справедливости, делать все для общего блага". Старейшая из восьми демократических партий Китая, "Чжигундан" уступает по возрасту лишь КПК. А создана она в 1925 году в Сан-Франциско демократическими элементами в среде китайской эмиграции. Через шесть лет партия перебралась в Гонконг, в годы антияпонской войны принимала активное участие в едином фронте с КПК и Гоминьданом, а после образования КНР руководство партии стало работать в Пекине. С тех пор "Чжигундан" представляет собой чисто китайскую партию, без зарубежных ячеек и представительств.
- "Чжигундан" традиционно слывет партией элитной прослойки - вернувшихся на родину образованных и материально обеспеченных китайских эмигрантов ("хуацяо"). Легко ли работалось все эти годы?
- Как и весь институт НПКСК, за последние полвека "Чжигундан" трижды оказывалась на грани ликвидации, - отвечает Ло Хаоцай. - Впервые это произошло сразу после создания КНР, когда на волне революционной эйфории предлагалось упразднить все демократические партии и НПКСК. Однако после возвращения из поездки в СССР в 1950 году Мао Цзэдун высказался против идеи похоронить единый фронт и многопартийное сотрудничество. "Леваки" пытались реанимировать ее в ходе развернувшейся в 1956 году идеологической кампании по борьбе с "каппутистами" (лицами, идущими по капиталистическому пути), и позднее - в лихолетье "культурной революции", но безуспешно.
Сейчас в рядах партии насчитывается не более 20 тысяч членов. В нее могут вступить лишь реэмигранты, члены их семей, а также видные деятели науки и специалисты, имеющие родственников за границей.
По словам Ло Хаоцая, на открывающейся 3 марта сессии НПКСК "Чжигундан" собирается внести на обсуждение 18 проектов таких важных решений, как, например, внесение изменений в систему налогообложения крестьян, а также предложения по развитию западных регионов КНР и соображения относительно совершенствования системы речного транспорта, некоторые другие инициативы. Ожидаются дискуссии и консультации, по результатам которых в высшие директивные органы КНР будут направлены соответствующие предложения.
Оправдывая свое громкое название, маленькая партия по-прежнему устремлена к справедливости.