09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЛАВА ЗАЙЦЕВ В ШКОЛЕ И НА ПОДИУМЕ

Ивойлова Ирина
Опубликовано 01:01 02 Марта 2002г.
В одном из своих интервью Вячеслав Михайлович с первых же минут беседы попросил: "Только не расспрашивайте о биографии. Устал рассказывать". Действительно, вся страна знает, что родился он в Иванове, потом уехал в Москву, был дважды женат, имеет сына, обожает внучку Марусю, недавно выстроил загородный дом и мечтает устраивать там показы мод. Фантастически работоспособен. Это - в общем. Но есть и детали: к примеру, в детстве он хотел стать актером, ныне пишет стихи, увлекается живописью (выпустил альбомы своих рисунков и поэзии, картин), читает Библию...

Вам это лицо никого не напоминает? 14-летний паренек Слава Зайцев четким каллиграфическим почерком, без единой ошибки, выводит заявление директору Ивановского химико-технологического техникума: "Прошу принять меня во вверенный вам техникум...". Тут же - экзаменационный лист N 206 от 20 июля 1952 года и контрольная работа по геометрии. Будущему модельеру достался прямоугольный треугольник, вписанный в окружность, 50 лет назад с этой задачкой он справился быстро и успешно. После чего был зачислен в техникум.
Учился отлично. О чем оставила доказательство на пожелтевшей от времени характеристике печатная машинка "Москва" - сплошные "отл." и еще запись: "Показал себя аккуратным и дисциплинированным учащимся". По окончании техникума получил красный диплом и направление в Москву. Эти сведения хранит в Иванове личное дело за номером 1527/1-Д. Между прочим, Зайцев попал в последний набор на художественное отделение, в 1956 году, после выпуска студентов эту специальность в техникуме закрыли. Открыли снова только недавно. Вячеслава Михайловича помнят многие педагоги старшего поколения, правда, почти все они давно на пенсии, кроме физрука, который работает и по сей день. Как нам удалось узнать, учащийся Зайцев хоть и не ставил рекордов, в нормы ГТО всегда укладывался и к урокам физкультуры относился очень серьезно.
А вот абитуриенту текстильного института Зайцеву - 18 лет. Столица встретила его не очень дружелюбно. В заявлении пришлось зачеркнуть строку о желании получить койку в общежитии, в автобиографии - признаться, что отец живет с другой семьей. Что поделаешь, наряду с пионерскими поручениями (был звеньевым и председателем совета дружины) и датой вступления в комсомол (между прочим, это было полсотню лет назад - 9 апреля 1952 года) администрацию всегда интересовали и семейные дела. На дворе-то стоял 1956 год.
За прекрасную учебу второкурсника Зайцева выдвинули на сталинскую стипендию. В его характеристике в числе прочих заслуг отмечено, что он "много и с большим интересом работает самостоятельно, на просмотре работ по художественным дисциплинам экзаменационная комиссия вынесла похвалу". Наверное, это и были первые творческие шаги будущего модельера, известного и за пределами России... На пятом курсе круглому отличнику назначили именную стипендию. Зачетка, диплом Вячеслава Михайловича сплошь в "пятерках", и за защиту дипломного проекта "Служебно-деловой костюм" - тоже выставлено "отл.".
Конечно, любой студент позавидует таким отметкам. Но скажу честно, от такого "единообразия" становится скучновато. Куда любопытнее читать институтские приказы. Вот интересно, помнит ли Вячеслав Михайлович, как убирал урожай в совхозах и колхозах Можайского района? Документ гласит, что он был самым лучшим на курсе и "правильно понял свои задачи в этой ответственной для государства работе". А вот некоторым его товарищам за пьянку на сельхозработах пришлось расстаться со студенческим билетом. Об этом тоже свидетельствует запись в приказе.
5 февраля 1962 года выпускник текстильного института Зайцев прибыл к месту распределения и занял должность художника-модельера Экспериментально-технической швейной фабрики в городе Бабушкине с окладом 100 рублей. Такое распределение считалось довольно приличным. Конечно, не Дом моделей, но и не рядовое предприятие. Начал он с коллекции спецодежды для тружениц села. Для тех лет коллекция оказалась слишком смелой, и методический совет ее отверг, а модельера заклеймил. Вскоре совершенно неожиданно для опального художника большую статью о нем под названием "Он диктует моду Москве" дал журнал "Пари-Матч", корреспондент которого присутствовал на показе коллекции. Между прочим, спустя три года именно по этой публикации Зайцева разыскал Пьер Карден, который, познакомившись с его творчеством, признал российского коллегу достойным собратом по профессии. К этому времени Вячеслав Михайлович уже работал в экспериментально-техническом цехе Общесоюзного дома моделей на Кузнецком мосту. За 13 лет он создал множество коллекций для домов моды и предприятий легкой промышленности СССР и многих соцстран. Следующим его шагом стало сотрудничество с одной из фабрик, занимавшейся индивидуальным пошивом. На ее базе и был создан Дом моды, который в 1988 году возглавил модельер.
Сегодня у Вячеслава Михайловича - день рождения. Но мы поздравляем его не только с новым годом его жизни, но и 40-летием творческой деятельности. В подарок любимому нами модельеру преподносим полный комплект ксерокопий его личных дел, которые подлежат вечному хранению в архивах Ивановского химико-технологического техникума и Московского текстильного университета.
ЗАДУШЕВНЫЕ СЛОВА - СЛАВЕ
Галина ВОЛЧЕК, народная артистка СССР, художественный руководитель московского театра "Современник":
- Поздравляю всей душой и сердцем! Я его давний, любящий друг, и наша дружба измеряется десятилетиями. Несмотря на то что мы иногда подолгу не видимся, зато постоянно находимся в телепатической связи. Она начинается каждое утро, когда я открываю глаза и вижу прямо перед собой две его замечательные художественные работы, которые не раз переезжали со мной с квартиры на квартиру. Потом прихожу на спектакли "Вишневый сад" и "Три сестры", вижу его изумительные костюмы, а над головой в моем кабинете висят его афиши. Как бы далеко мы с ним ни были друг от друга, мы всегда знаем, что находимся на самом деле рядом и каждый из нас готов прийти друг другу на помощь.
Владимир КОВАЛЕВ, заслуженный учитель России, преподаватель Ивановского химико-технологического техникума:
- Я окончил техникум в 51-м году, моя будущая жена была несколькими курсами младше, и мы с ней часто ходили на танцы. Как-то девчонки - ее подружки - рассказали, что есть у них такой парень Слава Зайцев, который очень модничает. То обшлага у него перешиты, то воротник, то обычная мужская рубашка - с вышивкой. Над ним иногда подшучивали, но он не обращал на это внимания. Да и некогда, наверное, было: он же много занимался, шил, помогал матери мыть полы, еще и в кружки разные ходил - прекрасно пел и танцевал. В 56-м году я наконец увидел этого "модника" на выпуске отделения "художественное оформление ткани".
Активно общаться со Славой мы начали в 60-х годах, когда я стал преподавать в техникуме историю искусств, живопись и рисунок. Он всем этим очень увлекался и, бывая в Иванове, всегда заходил ко мне посоветоваться, показать работы. Жалею, что не сохранилось его ранних рисунков: как только отделение закрыли, все бумаги были уничтожены, а вот наброски 80-х годов, которые он сделал после поездки в Англию, в моем архиве остались. Они мне очень дороги. Я работаю в техникуме 40 лет, но больше таких талантливых студентов у нас не было.
Татьяна КОЗЛОВА, декан факультета прикладного искусства текстильного университета, доктор наук, профессор:
- Была аспиранткой, когда Слава Зайцев оканчивал факультет. Вместе с нами училась его бывшая теперь уже жена - Марина, я ее хорошо знала, она была очень одаренной. По-моему, они и поженились-то еще в институте. Кстати, их сын Егор потом тоже окончил наш факультет. Слава выделялся необыкновенной работоспособностью. Успевал не только заниматься, но и участвовать в художественной самодеятельности. Он не был покладистым человеком, скорее - взрывным, спорил, но всегда подкупал своей искренностью. Помню, на последнем курсе он выполнял интересный заказ - делал эскизы для балета на льду. Я только-только вернулась из Праги, где защитила диссертацию, а тут подходит он, говорит: "Посмотри! Как тебе?" Эскизы были великолепны!
Янина КОКАРЕВА, манекенщица, которая демонстрировала коллекции Зайцева в середине 70-х годов:
- Вячеслав Михайлович в те годы был членом художественного совета московского Дома моделей, а я работала в отделе мод ГУМа, и мы часто встречались на показах. Больше всего мне нравилось демонстрировать его шикарные вечерние туалеты. Кстати, сам он одевался скромно и элегантно. И никогда не делал резких замечаний ни нам, ни художникам, только очень деликатно, стараясь не обидеть, высказывал свое мнение, зная, как ранимы творческие люди. А вот его самого не щадили, враги у Зайцева действительно были: многие завидовали его таланту и трудолюбию.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников