АКАДЕМИКИ ВПАЛИ В ДЕТСТВО

Грандиозное четырехчасовое шоу в Лос-Анджелесе не принесло чаемых сюрпризов и сенсаций. Действо под названием "76-я церемония вручения премий "Оскар" прошло в полном соответствии с прогнозами лондонских букмекеров, которые с редкостным единодушием ставили на третью часть фильма "Властелин колец". Так оно и случилось.

Эта полудетская сказочка-фентези, в основе которой лежат культовые для юношества всего мира книги английского писателя Толкиена, получила 11 "Оскаров", в том числе и главные награды - за лучший фильм и лучшую режиссуру. Тем самым режиссер Питер Джексон повторил успех создателей таких знаменитых голливудских блокбастеров, как "Бен Гур" и "Титаник", тоже завоевавших в свое время по 11 золоченых статуэток.
"Властелин колец", впрочем, установил к сегодняшнему дню еще один рекорд: трилогия по Толкиену, которая продолжает свое шествие по экранам мира, уже собрала в прокате больше 1 миллиарда долларов, оставив позади тонущий "Титаник". Теперь беспрецедентный коммерческий успех "Властелина колец" подкреплен еще и признанием киноакадемиков. Между тем, по мнению большого отряда кинокритиков, в который входит и автор этих строк, трилогия Джексона, будучи технологическим прорывом в кино, не содержит в себе "фермент" высокого искусства. Не случайно первая и, возможно, лучшая часть трилогии, тоже многократно номинировавшаяся на "Оскар", получила лишь несколько наград, в основном "технических". Но академики - тоже люди, и они, оказывается, подвержены всевозможным влияниям. Масштабные рекламные акции, огромные цифры проката, беспрецедентный успех ленты во всем мире сделали свое дело: академики, впав вслед за основными зрителями "Властелина колец" в глубокое детство, признали трилогию шедевром.
У этого крайне небесспорного решения есть, впрочем, одно "извиняющее" обстоятельство: минувший год был для Голливуда не самым урожайным по части творческих удач. Строго говоря, конкурировать с дорогостоящим, масштабным, напичканным компьютерными и прочими чудесами "Властелином колец", было в этот раз просто некому. На эту роль никак не тянули, например, любимые критиками "Трудности перевода". Эта местами изящная, остроумная, но чересчур камерная, без большого "замаха" лента Софии Копполы о двух одиноких людях, нашедших друг друга в чужой стране, уж никак не могла составить творческую альтернативу трилогии Джексона. В итоге она получила лишь приз за лучший оригинальный сценарий. Батальный эпос "Хозяин морей: на краю земли", выдвинутый по 10 номинациям, впечатлил не новой концепцией, не свежим взглядом на историю, а лишь разнообразием морских съемок, за что и был справедливо отмечен оператор. "Таинственная река" - мастеровитый, крепкий, но откровенно скучный, а то и тягомотный психологический детектив Клинта Иствуда - принес 74-летнему патриарху американского кино две актерские награды: их удостоились признанные мастера Шон Пенн и Тим Роббинс - скорее, думается, все же за "выслугу лет", чем за эти конкретные, с нажимом и перебором сыгранные роли. "Холодная гора" разочаровала поклонников режиссера Энтони Мингелы, появившихся у него после сильного и стильного "Английского пациента". Его новую и достаточно банальную историческую сагу о войне и любви не спасло даже участие рыжеволосой бестии Николь Кидман - звезда "Мулен Руж" и "Догвилля" сыграла на сей раз без присущего ей куража и блеска. Академики отметили в этой картине "второплановую" работу Рене Зелвегер - на мой вкус, чересчур грубоватую, а местами просто карикатурную. Но, кажется, сыграло свою роль то, что голливудская кинодива не побоялась предстать в образе мужеподобной, плохо одетой, вымазанной землей и сажей простой деревенской девушки. Благополучные американские академики вообще обожают, когда актрисы-красотки уродуют себя на экране. Думается, именно по этим мотивам "Оскар" за лучшую главную женскую роль достался Шарлиз Терон в фильме "Монстр": очаровательная блондинка с вечно бронзовым загаром, она сыграла на сей раз бесформенную, пропитую, опухшую проститутку-убийцу. Не зря острословы шутили, что этот приз было бы справедливее отдать гримерам, так искусно обезобразившим актрису.
Думается, едва ли не единственное решение академиков, которое, что называется, соответствует "гамбургскому счету", - это присуждение "Оскара" французско-канадскому фильму "Нашествие варваров" в номинации "Лучший иностранный фильм". Эта горькая и, как ни парадоксально, очень смешная лента о таинстве жизни и смерти, о драме ухода из жизни, о взаимоотношениях отцов и детей, о загадках и причудах любви была, на мой взгляд, безусловно лучшей в своей номинации. Жаль, что в нее не попал российский фильм "Возвращение" - яркий по форме, психологически емкий, с тонкими библейскими мотивами и ассоциациями, он выглядит куда достойнее многих лент из основного оскаровского списка. Но творческие резоны и мотивы, похоже, все реже учитываются на "Оскаре", где все чаще правят бал "раскрутка" и "касса".