МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

12 февраля Владимир Путин выступил в Московском университете перед своими доверенными лицами. Речь привлекла внимание, но в значительной мере из-за обвинений оппонентов в том, что президент якобы нарушил правила предвыборной агитации. Между тем выступление заслуживало гораздо большего внимания совершенно по другой причине. Не будет большим преувеличением сказать, что с точки зрения содержания это самый важный текст за время президентства Путина, а может, и не только его. Пишу это с некоторым знанием дела и даже с самокритичностью, поскольку был соавтором некоторых речей двух предшествующих президентов.

Путин предложил развернутую и детальную программу модернизационного рывка России, который должен быть осуществлен в последние четыре года его пребывания у власти. По мысли президента, мы обязаны быстро завершить создание современной конкурентоспособной страны, способной обеспечить еще более высокие темпы роста экономики и благосостояния людей, проведя, наконец, административную, налоговую, банковскую, военную реформы, преобразования в жилищно-коммунальной сфере, правоохранительной системе, нанеся удар по коррупции и т.д. И все это - при сохранении и укреплении демократических институтов.
Я внимательно изучил речь, мысленно поаплодировал президенту, но про себя подумал: с наличным правительством это вряд ли получится. Ведь кабинет Михаила Касьянова был сама осторожность, а названные в выступлении президента реформы годами маринуются в правительственных комиссиях. Хозяйственный рост в последние четыре года был существенным, но по глубине реформирования экономики мы отстали даже от некоторых соседей, например, Казахстана, где и ВВП растет уже вдвое быстрее, чем у нас. Да и сам Путин, и люди из его администрации неоднократно критиковали кабинет именно за медлительность и неамбициозность планов. И это в условиях, когда у президента устойчивое большинство в Думе и любые реформы мыслимы и проходимы.
Когда 24 февраля Путин неожиданно заявил о досрочной отставке правительства, для меня это стало индикатором того, что президент всерьез намерен осуществить модернизационный рывок. Он явно озаботился своим местом в истории.
Казалось бы, зачем спешить с этой отставкой, когда и так после выборов правительство должно сложить свои полномочия? Но если бы отставка состоялась в установленные сроки, новый кабинет приступил бы к работе не раньше середины лета. А до этого все бы стояло на месте. Теперь же появляется шанс, что многострадальная административная реформа (она предусматривает сокращение бюрократического аппарата на треть, количества министерств и их регулирующих функций) завершится в ближайшие дни, новый кабинет будет сформирован уже в соответствии с новой структурой и приступит к работе в апреле.
Итак, первая группа причин досрочного ухода кабинета - содержание второго срока Путина. Но, безусловно, все, что происходит во время избирательной кампании, имеет отношение к выборам, к политической тактике.
Внесение темы персонального состава будущего правительства в контекст кампании резко повышает ее значимость и интерес к ней. Чего греха таить, особой драмы и интриги в кампании не наблюдается. Не считать же интригой исчезновение кандидата Ивана Рыбкина с последующим возвращением и изложением им трех абсолютно противоречащих друг другу версий своих похождений... Победитель известен, и какую-то часть электората начала захлестывать апатия.
Теперь же политическая ситуация взорвана, интерес к новостным программам резко подскочил. Избирателям предложено проголосовать уже не только за президента, но и фактически за его новую команду, что может быть воспринято как выражение уважения к гражданам. Вплоть до дня выборов - 14 марта - все обречены с интересом следить сперва за консультациями по кандидатуре премьера, затем - за ее утверждением в Государственной Думе, наконец - за персональными назначениями министров. Причем главным ньюсмейкером будет выступать именно Путин. Об информационном насыщении заключительного отрезка кампании можно не беспокоиться. Очень сильный тактический ход.
Полагаю, у отставки кабинета Касьянова была еще одна связанная с выборами причина. Все-таки правительство имело популярность, в разы уступающую президентской (менее популярны у нас только Дума и политические партии). Такой "сброс балласта" может повысить рейтинг Путина, хотя куда еще ему расти - основные центры опросов общественного мнения предсказывают 70 - 80-процентную поддержку на выборах.
Вопрос, который был у всех на устах: кто же сменит Касьянова на посту премьера? Я не раз говорил, что прогнозы в этом случае - пустое дело: никому еще не удалось предсказать ни одно ключевое кадровое назначение Путина. Президент и в этот раз всех удивил. Он предложил кандидатуру Михаила Фрадкова, руководствуясь собственными критериями, среди которых Путин назвал высокий профессионализм, порядочность, опыт работы в различных областях. Что ж, опыта Фрадкову действительно не занимать. Он грамотный экономист, руководивший министреством внешнеэкономических связей, причем в те годы, когда Путин отвечал за это направление в мэрии Санкт-Петербурга. Он почти "силовик", коль скоро работал в Совете безопасности и возглавлял налоговую полицию. И Фрадков знает мир, поскольку на пост премьера едет из Брюсселя, с должности полпреда при Евросоюзе.
В пятницу Госдума его наверняка утвердит. Будем опять с премьером.