АМЕРИКА ЗАИНТЕРЕСОВАНА В СИЛЬНОЙ РОССИИ

Прошедший в Братиславе российско-американский саммит - уже 13-й по счету. На предыдущие встречи

Прошедший в Братиславе российско-американский саммит - уже 13-й по счету. На предыдущие встречи стороны всегда шли с большими ожиданиями, надеясь на какой-то прорыв, на решительные подвижки в отношениях между нашими государствами. Встреча в Братиславе в этом году, на мой взгляд, отличалась сильнейшим внутренним и внешним давлением на президентов обеих стран.
Накануне саммита вся российская пресса по нарастающей заговорила о том, что возможны два финала: либо Россия пойдет на конфронтацию и будет жестко отстаивать свои интересы, либо произойдет предательство и полная сдача всех позиций. Что касается внешнего давления со стороны западной прессы, то тут сложилась вообще парадоксальная ситуация. С одной стороны, оба президента всегда заявляли, что дружат друг с другом, однако западные СМИ были заполнены резкими и жесткими оценками ситуации в России, действий наших властей и решений Владимира Путина. Джорджа Буша резко упрекали, что он закрывает глаза на очень многие сложные проблемы у нас ради сохранения антитеррористической коалиции с Москвой.
Не случайно члены конгресса США накануне братиславской встречи в очередной раз подняли вопрос о нашем членстве в "большой восьмерке". Много говорилось о закате демократии в России. Выдвигались требования поставить вопрос о ее дальнейшей политической ориентации. Поэтому от встречи в Братиславе ожидали либо очень серьезных итогов, либо, опять же, серьезной сдачи позиций. На деле не произошло ни того, ни другого. В результате прошедшего саммита отношения между Россией и США не претерпели каких-либо кардинальных изменений. Что отнюдь не означает, что они не могут испортиться в будущем.
Саммит в Братиславе показал, что позиции лидеров наших стран даже более схожи, чем можно было ожидать. Разумеется, демократии в наших странах разные, поскольку каждой из них присущи элементы исторического национального менталитета. Есть там и там свои недостатки. Например, после выборов в Госдуму в России появился фактически однопартийный парламент. Пропал элемент острой дискуссии, за счет которой в конечном итоге и вырабатывается правильное решение. Эффективность деятельности Госдумы серьезно упала, поскольку из места, где высказываются различные позиции, наш парламент в немалой степени превратился в министерство по визированию президентских решений. Если нет нормальной площадки для дебатов, появляются законы, которые начинают раскачивать страну. Мы понимаем, что здесь есть над чем поработать, однако это ни в коем случае не должно портить российско-американские отношения. Это невыгодно с точки зрения правительств обеих стран.
Россия - ключевая страна по части обеспечения безопасности США. Если говорить серьезно, то США жизненно заинтересованы в поддержании отношений именно с сильной Россией. Разговоры о том, что Вашингтон намерен всеми силами развалить нашу страну, могут появляться только от очень большого невежества или злого умысла. Это просто вопиющее непонимание того, что предположение о самой возможности распада России, имеющей огромное количество ядерных боеголовок, - сильнейшая головная боль для Америки, поскольку тут угроза страшной внешнеполитической катастрофы. Буш весьма четко констатировал, что США крайне заинтересованы в сильной и стабильной России. Сейчас это понимание начинает появляться с обеих сторон, но, к сожалению, весьма медленно.
Однако мы зачастую, как это ни покажется парадоксальным, перестаем друг друга понимать. Во времена "холодной войны" мы пристально следили за каждым, пусть самым малым, шагом властей обеих стран. И такое поведение было продиктовано обоюдным страхом, однако за счет такого взаимного пристального внимания действия правительств можно было предсказать. Сегодня же многие экспертные анализы, носящие порой весьма субъективный или ангажированный характер, готовятся таким образом, чтобы оказать максимальное влияние на первых государственных лиц. Очень важно, что президенты смогли преодолеть давление, которое на них постоянно оказывается.
Стоит отметить, что государственный департамент США подготовил перед саммитом доклад, в котором рекомендовал Бушу не давить слишком сильно на российские власти. Аналитики госдепа предлагали очень сбалансированные вещи, давали разумные рекомендации. Насколько Буш им последовал, мы не знаем, но, судя по результатам саммита, он их придерживался. На саммите достигнут ряд очень важных договоренностей. В частности, подписано соглашение по контролю за переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). Это очень важно, поскольку ПЗРК - страшное оружие, использование которого не составляет труда даже для новичка. И его бесконтрольное распространение может привести к тому, что отдельные образцы ПЗРК попадут в руки террористов, которые окажутся в состоянии сбивать любые гражданские самолеты, особенно при взлете и посадке. Очень важно и то, что мы договорились о контроле за ядерным оружием. Дальнейшее сотрудничество наших стран в этих направлениях жизненно необходимо как Москве, так и Вашингтону. В целом я считаю, что встреча была непростой, но итоги ее весьма положительны.