20 сентября 2017г.
МОСКВА 
16...18°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 58.10   € 69.68
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСАНДР СОКОЛОВ: НЕ РАЗРЕШАЮ ДОЧЕРИ ВКЛЮЧАТЬ ТЕЛЕВИЗОР

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 02 Марта 2005г.
Почти год прошел с нашей предыдущей встречи. Тогда только назначенный министром культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов о большинстве проблем говорил: планирую заняться...

- Александр Сергеевич, кое-кто считает, что многие люди искусства привыкли сидеть на шее у государства...
- Безусловно, рыночные механизмы - серьезный ресурс. Но важно не выплеснуть вместе с водой и ребенка. Есть такие фундаментальные области культуры, которые без государственной поддержки просто погибнут. К примеру, академический репертуарный театр.
- Два года назад получили президентские гранты крупные музыкальные коллективы. Год назад президент Путин рекомендовал распространить поддержку на ведущие драмтеатры, фольклорные ансамбли...
- Ее действительно получили хор имени Пятницкого, оркестр народных инструментов имени Осипова, театр народного танца Игоря Моисеева, ансамбль "Березка"... Но это не значит, что "сняты с довольствия" те, кто удостоился поддержки прежде. Сейчас ищется альтернативная форма их финансирования, чтобы не допустить утраты набранного коллективами потенциала.
- Если взять, к примеру, Большой театр, то выражение "набранный потенциал" подходит, как мне кажется, с существенными оговорками. Работа вроде и кипит, но как-то без царя в голове, без генеральной линии. Вот поставили "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича - прекрасно. Но почему нужно было обязательно приглашать немецкого дирижера, который, возможно, чудесный музыкант, но, во-первых, он не дирижировал прежде этим сочинением и, во-вторых, ни слова не знает по-русски. Не оттого ли и певцы поют так, что долго теряешься в догадках: на каком языке идет спектакль?
- Что до художественных проблем - вот пример объективного препятствия, стоящего передо мной как перед министром. Эти вопросы отданы на откуп Федеральному агентству по культуре и кинематографии, которым руководит Михаил Ефимович Швыдкой. Как частное лицо, как искусствовед я общался с руководством Большого и имею представление о его, так сказать, траектории полета. В чем-то она убеждает, в чем-то внушает тревогу - например, за судьбу богатейшего творческого наследства, оставленного здесь балетмейстером Юрием Григоровичем. Эксперимент - хорошо, но не должно нарушаться равновесие между ним и академическими устоями Большого, которые при нынешнем составе руководства, похоже, дают трещину. Но вмешиваться в решение кадровых вопросов я тоже не имею права...
- Что нового в судьбе перемещенных культурных ценностей?
- Мы здесь вышли на принципиально новый уровень. Раньше министерство занималось отдельными, порой произвольно вычлененными из контекста общенациональных интересов вопросами, причем зачастую кулуарно. Помните, какую бурю эмоций в обществе вызвало неожиданное заявление тогдашнего руководства Минкультуры о намерении передать Балдинскую коллекцию Германии 29 марта 2003 года! Теперь росчерком пера министра ничего решаться не будет. Заново сформирован Межведомственный совет по вопросам о перемещенных в годы второй мировой войны ценностях. Мнение его ляжет в основу приказа министерства, постановления правительства или специального закона Совета Федерации - в зависимости от значимости принимаемого решения. Создано и несколько совместных российско-германских рабочих групп, изучающих претензии Германии, в том числе по Балдинской коллекции. Работа носит открытый характер и решения будут приниматься коллегиально.
- Но Анхальтскую коллекцию серебра мы, кажется, все-таки отдаем. Не станет ли это прецедентом - дескать, на Россию надо давить, тогда она пойдет на уступки?..
- "Огорчу" тех, кто так думает. Передача Анхальтской коллекции - не реституция в привычном понимании. Герцог Анхальт-Саксонский - антифашист, участвовавший в спасении советских военнопленных и за это брошенный Гитлером в концлагерь Дахау, а впоследствии ставший уже узником НКВД и скончавшийся в том же концлагере. Этот благородный во всех смыслах человек был посмертно реабилитирован нашей Генеральной прокуратурой как жертва сталинских репрессий, и решение возвратить коллекцию наследникам - в чистом виде выполнение российского законодательства, да просто акт человеческой справедливости.
- После принятия осенью Закона о приватизации памятников культуры уже есть положительные и отрицательные примеры его применения. Но боюсь, последних - больше: взять хоть историю с усадьбой Николо-Урюпино, превращенной Владимиром Брынцаловым в "новорусский" дворец...
- Да, поскольку Брынцалов не выполнил обязательств по исторической реконструкции, усадьба была у него изъята, оказалась фактически бесхозной и сгорела. Тревожный симптом: есть основания полагать, что пожар - не случайный, такое нередко происходит с обветшавшими памятниками, находящимися на привлекательном для застройщиков месте. Как противостоять этой волне разрушений? Мы должны завершить уже начатую разработку документа, где четко определяются обязательства лица, берущегося опекать памятник. Думаю, памятники в хорошем состоянии вообще нет смысла приватизировать, их куда выгоднее сдавать в аренду.
- Сохранение независимых СМИ - важное условие демократии. Но одно дело - конструктивная критика, другое - ерничанье и смакование чернухи, захлестнувшие многие издания.
- Тема чрезвычайно болезненная. Скажу просто как отец: я не разрешаю младшей дочери (она только что пошла в школу) самостоятельно, без присутствия взрослых, включать телевизор... К сожалению, со многими СМИ ситуация малоуправляемая. Поймите правильно: речь вовсе не о министерских амбициях и не о возврате к приказному порядку управления прессой, тем более к цензуре. Но нужен авторитетный орган - что-то вроде совета журналистской чести, таковые существуют в крупнейших корпорациях демократических стран - Би-би-си, Си-эн-эн...
- А на что рассчитывать тем, кого оскорбляет разгул пошлости в так называемом телевизионном шоу-бизнесе? Взять тот же "Аншлаг", о котором зашел разговор на недавнем заседании правительства.
- Тут две стороны. Можно рассуждать о художественном (хотя, на мой взгляд, столь высокое слово к подобным программам трудно применимо) качестве - "тех" или "не тех" артистов пригласили, "те" или "не те" песни исполнили... Но это лишь поверхность, а истинная суть и цель таких передач - далеко за пределами искусства: мы имеем дело с циничной коммерцией. За тем же "Аншлагом" стоит определенный финансовый фонд со своими меркантильными интересами, куда подъем общественных вкусов, ручаюсь вам, не вписывается. Единственный выход, который вижу, - развертывание широкой дискуссии и формирование общественного мнения.
- Александр Сергеевич, что все-таки произошло на том заседании правительства, где у вас, судя по материалам СМИ, возникла острая словесная дуэль с министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу?
- Я бы хотел отвести, может быть, и лестное для меня сравнение с широким спектром литературных героев, от Дон Кихота до Чацкого, к которому прибегло, комментируя событие, телевидение. На самом деле состоялась очень содержательная дискуссия, но ничего этого не было показано - выхватили лишь "сенсационный" эпизод в самом начале заседания с действительно не вполне выдержанным высказыванием г-на Шойгу о работе нашего министерства. Думаю, он был тогда не совсем прав, поскольку его компетенция распространяется на совершенно другие - спору нет, крайне важные - сферы жизни. И как человек очень достойный он, наверное, тоже сделал для себя такой вывод, потому что слишком уж тонкие материи мы обсуждали, чтобы использовать те приемы речи, к которым он прибег.
- То есть перчатку никто из вас потом другому не бросал?
- Мы с Сергеем Кужугетовичем находимся в нормальном контакте. Недавно обсуждали, как совместными усилиями вести патриотическое воспитание... Прямая задача Министерства культуры - поддержание музеев и мемориальных комплексов. Начиная с музея Великой Отечественной на Поклонной горе. Он запущен донельзя...
- Недавно был на Северном Кавказе, и тронуло, что многие памятники советским солдатам находятся в хорошем состоянии: ведь, казалось бы, сегодняшние беды "затенили" собой ту трагедию и тот подвиг...
- Это очень важно - люди через воспоминания возвращаются ко времени, когда все были вместе и сражались с общим врагом. Это наша нравственная опора. Во все эпохи дети играли в войну - так начиналось естественное воспитание защитников Отечества. Ужасно другое: в последние годы наши дети все реже играют в войну, они теперь играют в бандитов, то есть морально готовы повернуть оружие против жителей собственной же улицы, города, страны. Наша задача - возродить, с учетом сегодняшнего тинейджерского сознания, эстетику такого непростого жанра, как, например, военно-приключенческий фильм. В этом контексте очевидна наивность подхода Госдумы к проблемам показа экстремальных ситуаций на экране. Здесь нужен не запрет, а вдумчивое разграничение между искусством, преследующим гуманные нравственные цели, и неискусством, смакующим жестокость.
- Не скучаете по спокойному, если сравнивать с министерским, кабинету ректора Московской консерватории?
- Как профессор, заведующий кафедрой теории музыки, я родной вуз и не покидал. Обсуждение научных трудов, лекционный курс, работа с учениками - это моя среда обитания.
- Ну а просто яркие впечатления последних месяцев?
- Открытие театра "Ла Скала" после реконструкции. Мне это было тем более любопытно, что сейчас готовится реконструкция Мариинского театра в Петербурге. Но наш архитектурный проект гораздо смелее - через канал от старой Мариинки будет конструктивистское здание со стеклянными стенами, однако как раз контраст, на мой взгляд, дело и спасает. Правда, большая проблема - транспорт: трамвай сняли, от ближайшей станции метро идти не меньше 20 минут, а проводить подземку прямо к Театральной площади крайне сложно. Это уж я знаю как коренной ленинградец, да и мама моя, художник по металлу, для питерского метро работала, ее канделябры на двух станциях стоят. Там грунты очень плывучие, надо уходить далеко вглубь...


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?