ДО И ПОСЛЕ ВСЕГО

Вчера в столичном ЦУМе на Петровке с помпой открылась Вторая московская биеннале современного искусства.

В течение марта любителям прекрасного предложено посетить множество выставок, презентаций и конференций, объединенных весьма вычурной темой: "Примечания: геополитика, рынки, амнезия".
Более 100 произведений художников из 30 стран размещены по разным площадкам - от Третьяковки до множества более мелких галерей. Так, в башне строящегося небоскреба "Федерация" можно лицезреть выставку, представляющую художников, которые создают логотипы, торговые марки, вывески и осмысляют запутанные процессы капиталистической экономики. Или там же Роза Мартинес и Фулия Эрдемчи предлагают взглянуть на собрание работ, объединенных темой "После всего", авторы которых считают падение СССР "концом истории" и предлагают свои решения, "как двигаться дальше".
В ЦУМе Даниель Бирнбаум, Гуннар Кваран и Ханс-Ульрих Обрист представили экспозицию "США: американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия", где собраны работы художников, пытающихся уловить реалии повседневной американской жизни. В Литературном музее расположилась выставка "Московский концептуализм в беседе с великой литературой русской", в которой поучаствовали классики и мэтры от Д. Пригова до Веры Хлебниковой. А в Московском музее современного искусства открылась экспозиция "Petroliana. Нефтяной патриотизм", где среди множества инсталляций присутствует весьма спорная работа российского художника Андрея Молодкина - его икона Божьей матери покоится на бензиновых шлангах.
Некоторые критики уже обвинили устроителей биеннале в том, что за 52 млн. казенных рублей московской публике опять предложили унылую тусовку все той же артгруппы, которая сама себя провозгласила лидером современного искусства. С этим может согласиться или не согласиться каждый, кому не жалко отдать 100 рублей за входной билет.