РЫНОК -

На авторынок наш корреспондент отправился посмотреть, как "работает" мафия. Столько слухов ходит!

Знакомство началось с крепких молодых людей с короткими прическами. Я попытался запечатлеть их на фото. Парни улыбнулись и попросили не снимать их лица. Со спины - можно. Почему? "Мы работники невидимого фронта, - вежливо ответили они. - Поэтому разговаривать и позировать - не наша работа". И все-таки с одним из них мне довелось не только "случайно" познакомиться, но и посмотреть его работу вблизи.
Я вызвался помочь какому-то покупателю. Мы остановились у "венты" - маленькой машинки фирмы "Фольксваген". Рядом с продавцом терся "работник невидимого фронта" Дима. Обходительный Дима так расписывал старую колымагу, что устоять было трудно. Я сел за руль. Это правило - опробовать машину - некоторые не соблюдают, но как без пробы покупать?
На ходу "вента" оказалась резвой, несмотря на возраст - 8 лет. Выглядела она тоже неплохо - свежая покраска. Прокатившись немного, мы заехали на эстакаду, чтобы посмотреть машину снизу. Дима даже не пытался отговаривать. Видно было, что просьба покупателя для него была законом. После осмотра цена, естественно, довольно резко упала (я обнаружил ржавчину и плохой амортизатор), но и тут Дима остался невозмутим. Продавец же начал вслух считать свои выгоды. Но наконец и он назвал последнюю цену - 2200 долларов при оформлении за наш счет.
Покупатель и продавец ударили по рукам, и я опять сел за руль. Дима предложил поехать сначала к посту ГИБДД на кольцевой дороге, чтобы проверить машину на угон. Потом - в частную нотариальную контору уже в городе, которая работает по выходным дням, чтобы выписать доверенность на нового владельца. Везде у Димы оказывались знакомые. Инспектора ему приветливо улыбались, а нотариус принял без очереди. Платил за все покупатель, как и договорились. Дима делал все с большим удовольствием, а я ждал, когда же в нем проявится "мафиозный характер" - нутро хищника, так сказать.
Нутро не проявилось. А когда продавец и покупатель скрылись в нотариальной конторе, мы разговорились.
- Какой тебе интерес мотаться вот так?
- Я помогаю. Человек приехал из провинции продать машину. Ему торчать здесь нет никакого смысла. За небольшую сумму я помогаю найти покупателя и быстро продать товар. Обычная менеджерская работа. Если бы у меня был капитал, то я мог бы сам купить, а потом перепродать машину. Но с этим много хлопот.
- А где гарантия, что ты не отберешь деньги у продавца, когда мы уедем?
- Зачем? Я же не уголовник! Две тысячи долларей я заработаю за несколько дней. И потом рыночные власти меня вычислят в два счета. А с ними лучше не связываться.
- Мафия?
- Какая мафия? Торговля, конкуренция. Авторитет рынка - превыше всего. Если даже пойдет слух, что на этом авторынке обманывают, сюда никто не поедет. В Москве есть где покупать машины!
- Значит, о тебе рыночные власти не знают?
- Догадываются, наверное, но терпят.
Вместе с Димой мы вернулись на рынок.
Машины - на любой вкус. Больше - иномарки. Автомобили блестят как новенькие - предпродажную подготовку проводят продавцы, ежеминутно протирая "стальных коней". Особенно чисты машины с прибалтийскими номерами, а их владельцы настолько учтивы и предупредительны, что кажутся подозрительными. Однако прибалтийские автомобили все обходят стороной, хотя они и самые дешевые. Опасно их брать. Да и мороки много. Одна растаможка чего стоит. Не говоря о проверке на угон. Прибалтика не дает данных об угнанных автомобилях в российские компьютеры. Поэтому такие машины покупают в основном те, кто имеет блат в милиции и на таможне.
Много авто с российскими и белорусскими номерами. На рынке хорошо видна экономическая связь между двумя государствами: единое таможенное пространство все-таки много значит. Часто машина с белорусскими (красными) номерами оказывается дешевле, чем наша. Но тут надо серьезно проверять документы. Белорусы иногда подсовывают липовые доверенности, а с ними снимать с учета машину в Минске опасно.
Через пару часов страхи по поводу криминогенности исчезли, словно дым от проданной "венты". Атмосфера на рынке - самая рыночная. Нет нервозности, суеты, наглости - всего того, чем обычно сопровождалась да еще и сопровождается кое-где торговля. Короче: слухи о том, что все рынки держит в лапах мафия и диктует свои законы, по-моему, сильно преувеличены.
Мне рассказывали, как сюда заехали авторитеты воровского мира. Пальцы веером, хотели, чтобы их тут встретили с почестями и подобострастием. Но их приняли как обычных посетителей и даже не позволили возмущаться по этому поводу. Охранники - ребята боевые. Они видели кое-что и покруче бандитских разборок - Афган, Чечню.
Что же касается таких, как посредник Дима, то, понятно: они получают деньги за свои, скажем, навязанные услуги с покупателя. Если мы купили "венту" за 2200, то долларов 100-150 ушло в их карманы.
Можно ли обойтись без таких посредников? Еще как можно! В принципе димы ловят простаков. На этом держится их "бизнес". А простаки у нас пока не переводятся, хотя рыночное руководство всеми силами старается организовать торговлю на высшем уровне. Не знаю я и не могу объяснить, почему многие россияне стараются покупать даже автомобиль как бы из-под полы. Эта психология и кормит Диму и его компанию. Но если чуть дольше походить по авторынку, если обратиться к его работникам, то окажется, что димы вообще тут лишние. Нормальному продавцу и нормальному покупателю они не нужны. Обманывают же на рынке тех, кто хочет быть обманутым.