09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОЗДУШНАЯ ЯМА

Проценко Александр
Опубликовано 01:01 02 Апреля 2002г.
Со вчерашнего дня две трети российских самолетов потеряли право свободно летать в Европу - по новым стандартам ЕС наши авиалайнеры признаны "слишком шумными". Причем под запрет попали ведущие самолеты российского авиапарка: Ил-86 и Ил-62, Ту-154 и Ту-134, "лучший грузовик мира" Ил-76 и т.д. По подсчетам Минтранса РФ, только в нынешнем году российский рынок авиаперевозок рисковал потерять из-за этого около 11 000 рейсов и 3 миллиона пассажиров, в том числе более 1,5 миллиона туристов.

ЕЩЕ месяц назад на коллегии Минтранса вице-премьер Виктор Христенко заявлял, что "министерству нужно было искать техническое решение проблемы, а не уповать на ресурсы большой политики". Но ситуация оказалась настолько серьезной, что правительству пришлось срочно вмешаться. На прошлой неделе Виктор Христенко слетал в Брюссель - штаб-квартиру Евросоюза. Предъявил там цифры предполагаемых потерь, которые понесет сама Европа, - около 1 млрд. долларов только за счет снижения потока российских туристов. Пригрозил ответными мерами - ведь в большинство стран мы летаем на договорных началах: столько-то наших самолетов к ним, столько-то "ихних" - к нам. И добился разрешения договариваться отдельно с каждой из стран ЕС о временном продлении разрешения на полеты "наиболее тихих из всех шумных" наших самолетов.
Итог: на сегодняшний день почти со всеми удалось договориться. Под полный запрет попали аэробусы Ил-86, а остальным нашим лайнерам разрешили "шуметь" над Европой. Правда, не везде, а только с посадками в аэропортах, максимально удаленных от больших городов. Пока не идут на это Италия и Испания, но и с ними, как считают наши переговорщики, в ближайшие дни удастся достигнуть временного компромисса.
Возникает вопрос: а что дальше?
Российские чиновники не без оснований утверждают: главной причиной запрета является вовсе не забота европейцев о своей экологии. Инициаторами введения "шумовых преград" являются крупнейшие мировые авиапроизводители, желающие удалить с рынка дешевые российские самолеты. И действительно, мировая авиаиндустрия озабочена намечающимся падением спроса на гражданские самолеты. По данным ICAO, во всем мире в настоящее время бездействуют, "стоя на парковке", около двух тысяч самолетов, и авиакомпании отказываются от новых заказов. (Но европейский Airbus предполагает в 2002 году продать примерно 300 самолетов, а американский Boeing - 350-400 самолетов - нам бы такое "падение спроса").
Однако чем бы ни руководствовалась Европа в своих требованиях, факт остается фактом: то, что делаем сегодня мы, значительно хуже того, что делают "они". И здесь нам нечем крыть: ведь европейцы не дают послаблений ни американским, ни даже своим компаниям. Даже маленькая Эстония, еще лишь стоящая на пороге вступления в Евросоюз, запретила с понедельника полет самолетов не только российского и украинского производства, но также немодернизированных американских воздушных судов типа ДС-9 и Boeing - В-747, В-727 и В-707. "В этом решении Эстония исходила из того, что она желает присоединиться к ЕС, а потому должна следовать всем его рекомендациям", - пояснили в департаменте авиации.
Увы, российские авиазаводы уже давно вытеснены на обочину мирового авиарынка. Несмотря на то что наши авиастроители еще недавно гордились умением "делать хороший планер", который, мол, остается лишь начинить западной авионикой, подвесить к нему приличные двигатели, и...
И уже сегодня из всего ассортимента производимых в России самолетов лишь четыре типа способны удовлетворить требования ICAO по шумам - это Ту-154М, Ил-96, Ту-204 и некоторые модернизации Ан-140. А уже следующее ужесточение норм, которое будет введено в Европе в 2006 году, приведет к тому, что все без исключения производимые в России магистральные самолеты, в том числе и последнего поколения, не будут соответствовать этим требованиям.
Кстати, решение о том, что Европа будет вводить нынешние ограничения по шумам, было принято аж в 1990 году, причем под решением ICAO стоит среди прочих подпись нашей страны (тогда еще - СССР). И серьезные отечественные авиаперевозчики - "Аэрофлот", "Трансаэро", "Внуковские авиалинии" и т.д. успели подготовиться, заменив основную часть парка на современные, в основном иностранные авиалайнеры.
А сама страна - "проспала". Потому что сегодня у нас нет не только парка современных гражданских самолетов, но нет даже конструкторского, технического и технологического "задела", который бы позволил быстро наверстать отставание. И, похоже, через четыре года России придется окончательно проститься со статусом мировой авиационной державы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников