09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"МАЛЕНЬКИХ" ЗАМЕТИЛИ

ЧИСЛО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
868 тыс. 890 тыс. 879 тыс.

ЧИСЛО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
868 тыс. 890 тыс. 879 тыс. 843 тыс.
Таким образом, за два года круг предприятий, о которых идет речь, сократился на 47 тысяч единиц. Еще 60 тысяч предприятий на момент сплошного обследования, проводившегося Госкомстатом, пребывали в стадии ликвидации. И, наконец, около 50 тысяч приостановили свою деятельность. Почему же ситуация лишь ухудшается? Этой теме была посвящена наша беседа с заместителем председателя Госкомстата Олегом РЫБАКОМ.
- Олег Павлович, прежде всего давайте объясним, что такое малое предприятие.
- Вопрос у нас дискуссионный. Обычно в качестве главного критерия используют численность. Хотя это формальный признак. Есть, например, роботизированные заводы, где трудятся 100 человек. По критерию численности они попадают в категорию малых, однако считать их таковыми вряд ли оправданно. И вообще здесь надо использовать не столько арифметические, сколько социально-экономические показатели.
В 1995-м к малым относили все промышленные и строительные предприятия, где работало до 200 человек. И получалось, что "малыми" являлись атомные электростанции, большинство фабрик, комбинатов легкой, пищевой промышленности... Профанация да и только.
- Кто же установил такой странный критерий?
- Совет министров РСФСР - еще в 1991 году. С 1996-го были введены новые критерии, действующие и поныне: в промышленности, строительстве, на транспорте к малому бизнесу теперь относятся производственные единицы с численностью до 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - до 60, оптовой торговле - до 50, розничной - до 30, в остальных отраслях - до 50. На мой взгляд, здесь тоже есть о чем поспорить. Ибо по-настоящему малые предприятия имеют в большинстве случаев не 100 работников, а от нескольких человек до полутора - двух десятков.
- В том числе и в промышленности?
- Конечно. Около половины малых фирм в этой сфере, как показало сплошное обследование, включали до 5 работников. Еще 29 процентов предприятий насчитывали 6 - 15 человек. А в организации, осуществляющей, например, эксплуатационное бурение, трудится 60 - 100 вахтовиков. На мой взгляд, она имеет очень далекое отношение к сфере, о которой речь. В целом по стране 90 процентов малых предприятий насчитывают не более 25 работников.
- Насколько эффективен малый бизнес?
- Он играет неоценимую роль в рыночной экономике, в развитых странах дает половину или более валового внутреннего продукта. В этой сфере занято 60 - 70 процентов трудоспособного населения. На тысячу граждан в этих государствах приходится 40 - 70 предприятий, у нас - только 6. Но даже в труднейших российских условиях малый бизнес демонстрирует поразительную эффективность. В строительстве, например, малые составляют у нас 14 процентов от общего количества предприятий, а выполняют 28 процентов всех строительных работ.
Небольшие фирмы мобильны, быстро перестраивают производство, внедряют технические новшества. В России за пять лет они полностью обновляют оборудование, оснастку, словом, основные фонды. А на крупных и средних предприятиях на это уходит в среднем 20 лет. Производство продукции и услуг на одного работающего в малом бизнесе в разы выше, чем на других предприятиях. На один рубль основных фондов выпускается вдвое больше продукции, чем в среднем по отрасли.
Еще один важнейший аспект: малый бизнес позволяет создавать огромное количество рабочих мест, поглощая свободные трудовые ресурсы, не допуская роста социальной напряженности. В этой сфере подрабатывают и те, кто на основном месте получает небольшую зарплату. То есть речь идет о вторичной занятости. Ее удельный вес в такой отрасли, как образование, составляет, по результатам наших обследований, 42 процента, в науке - 37, в здравоохранении - 25. Таким образом удается смягчить бедственное положение с зарплатой в бюджетной сфере.
Всего в малых фирмах у нас трудятся более 6 миллионов граждан, или каждый десятый, занятый на предприятиях страны. Кроме того, более 4 миллионов россиян занимаются предпринимательской деятельностью без образования, если использовать официальную формулировку, юридического лица. Иными словами, малый бизнес кормит (с учетом членов семей) 30 - 40 миллионов человек.
- Почему же в таком случае в России создают невыносимую для бизнеса атмосферу, что ведет к его сворачиванию?
- Разработана концепция государственной политики в области малого предпринимательства. Претворение ее в жизнь позволит коренным образом изменить положение дел в этой сфере. Основные направления: снижение налоговой нагрузки, упрощение бухгалтерского учета, защита предпринимателя от местных, региональных и федеральных поборов, дебюрократизация экономики, введение законов прямого действия (чтобы чиновники лишились права контролировать, лицензировать и разрешать), развитие системы кредитования малого бизнеса... Конкретные шаги уже делаются. Принят, например, ряд важных законов из пакета по дебюрократизации. А 4 апреля правительство рассмотрит проект закона о налогообложении малого бизнеса. Этот документ должен сыграть очень важную роль.
Дело не только в том, что налоги, как говорят предприниматели, "раздевают" их. Другой негативный фактор состоит в чрезвычайно сложной системе учета и документации, которая требует иметь в штате по крайней мере двух профессиональных бухгалтеров - главного и его заместителя. Представьте: на предприятии - 5 человек, и двое из них должны заниматься бухгалтерией. Вот и уходят из малого бизнеса - либо в "тень", либо в предприниматели без образования юридического лица.
- А какова бухгалтерская документация на Западе?
- Гораздо проще, чем у нас. Например, такая схема: предприниматель представляет в налоговые органы данные о своей хозяйственной деятельности, а ему сообщают, какие налоги он должен уплатить. Другой вариант: в Италии есть специальные фирмы, которые за умеренную плату ведут бухгалтерию малых предприятий. Словом, известны решения, есть мировой опыт - важно быстрее менять нашу нынешнюю неэффективную практику.
- Насколько может быть снижена налоговая нагрузка на малые предприятия?
- Есть разные варианты. Вот один из них. Предлагается, например, чтобы малые предприятия (численность не более 20 человек и доход не выше 10 миллионов рублей в год) не платили единого социального налога. Кроме того, будет значительно упрощена вся система. Вместо других налогов -на прибыль, имущество, НДС - установить один-единственный налог: либо с выручки (ставка, возможно, будет 8 процентов), либо с чистой прибыли (ставка 20 процентов). Но даже в случае быстрого принятия закона заработает он только с 1 января 2003-го, ибо все изменения должны быть учтены в государственном бюджете.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников