НЕЧЕГО ЛОВИТЬ И НЕЧЕМ

"Труд" уже писал, что в Охотском море запасы любимого народом минтая истощены. Рыба не успевает

"Труд" уже писал, что в Охотском море запасы любимого народом минтая истощены. Рыба не успевает подрасти и созреть, как оказывается в сетях. При обработке на судне мелочь вместе с отходами выбрасывают за борт. Только в Охотском море браконьерство и массовое истребление молоди привели к снижению запасов минтая в 5-6 раз.
Очень тревожная картина в Наваринском районе Берингова моря. По оценкам экспертов, минтая там последние годы добывалось раз в пять больше, чем определялось квотами. После путины-2001 рыбные запасы тут вообще подорваны окончательно. Часть квот на добычу рыбы в этом районе выкупили иностранные компании, и 130 их судов черпали сетями все, что плавает. С этого сезона промышленная добыча минтая в западной части Берингова моря, скорее всего, будет запрещена. С предложением запретить лов этой рыбы и в Охотском море обратились к властям сотрудники морской инспекции: нечего стало ловить.
По прогнозам, в нашей экономической зоне добыча рыбы и морепродуктов составит в 2002 году не более 2,5 миллиона тонн - это на треть меньше, чем 5 лет назад. Уже не верится, что еще недавно крупный траулер за сутки вылавливал до 1500 тонн минтая. Сегодня недельный улов в 60-70 тонн - уже удача. Тем не менее браконьеры и на безрыбье добывают рыбы раз в пять больше, чем легальные промысловики. При этом треть улова доставляется на родной берег, где перерабатывается на частных заводиках, а две трети отправляются за рубеж.
Раньше мы к запасам относились бережнее, добывая рыбу не только в своей экономической зоне, но и в дальних морях-океанах. А в последние годы российские суда далеко от берега не уходят: дряхлеющей флотилии это не под силу. Таким образом, рыбаки в замкнутом круге: ловят то, что под рукой, подрывая популяцию промысловых биоресурсов.
Почему-то чем меньше рыбных косяков, тем больше желающих ими "порулить". Помимо Госкомрыболовства, из Москвы так или иначе управляют рыбной отраслью еще 8 министерств и ведомств - начиная с Минприроды, кончая Минэкономразвития. Естественно, разным ведомствам трудно договориться, как в море и на берегу навести порядок, как обустроить российский рыбный рынок. На нем сегодня правят бал импортные рыбные продукты и товары, поставляемые из "тени". Какой объем рынка приходится на этот сектор, - точно никто не скажет, но все признают, что подавляющий...
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Борис Котенев, директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства:
- В наших водах сокращается популяция не только минтая, но и краба, трески. Сейчас в водах Охотского моря свыше 170 российских судов, которые способны выловить втрое больше, чем разрешено. Иностранные суда в Охотское море перестали допускать из-за снижения рыбных запасов, но 70 процентов наших уловов все равно будет продаваться за рубеж. После переработки часть рыбы вернется, но цена уже будет в два-три раза выше.
В свое время схожие проблемы с запасами рыбы были в экономической зоне США. Американцы приняли закон, направленный на резкое сокращение числа судов, которым разрешался промысел. Мы должны поступить так же решительно. Иначе в прибрежных промысловых районах скоро не останется ничего. Хотя запретительные меры вряд ли будут эффективными, пока не сделаем ставку на создание крупных рыболовецких ассоциаций. Их легче контролировать.
Леонид Холод, зам. председателя Госкомрыболовства:
- Рыболовецкий флот у нас все еще велик, но крайне изношен. Ему вести добычу в Мировом океане не под силу. Поэтому наши рыбаки взяли в лизинг у иностранцев около 200 крупных судов. Получается, судно чужое, команда российская - и в разных ситуациях можно ходить то под нашим, то под иноземным флагом. Это идеальная схема для злоупотреблений.
В 2002 году в бюджет заложены средства для субсидирования процентной ставки под строительство российских судов. Объем небольшой - 30 миллионов рублей, но важно начать. Надеюсь, таким же способом мы поддержим строительство береговых мощностей. Прибрежное рыболовство и переработка нуждаются в инвестициях даже больше, чем флот. Там численность занятых много выше, а перерабатывающих мощностей, холодильников, оптовых баз катастрофически не хватает. Во многом именно поэтому добытая рыба уплывает за кордон.
Елена ВЛАДИМИРОВА.