11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ ИЗ "ЛЕСНЫХ ДАЛЕЙ"

Соломонова Ольга
Статья «ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ ИЗ "ЛЕСНЫХ ДАЛЕЙ"»
из номера 059 за 02 Апреля 2003г.
Опубликовано 01:01 02 Апреля 2003г.
Можно сказать так: война в Ираке не помешала работе ХI ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), посвященной стратегии для России на 2004 год. Но военная операция на Ближнем Востоке внесла свои коррективы в дискуссию, продолжавшуюся два дня в подмосковном пансионате "Лесные дали".

Замышляли начать обсуждение с "Модернизации государства", а пришлось - с "Внешней политики": на ассамблею приехал глава МИД Игорь Иванов. В своем выступлении он сразу отметил, что "мы стоим на пороге нового этапа в развитии международных отношений. Война против Ирака стала первым по-настоящему крупным международным кризисом после окончания холодной войны". Он также обратил внимание участников ассамблеи на то, что Москва оценивает действия Вашингтона в Ираке как ошибочные, но это "не должно наносить ущерба интересам долгосрочного партнерства между нашими странами"...
Обрисовав ситуацию с иракским кризисом, Игорь Иванов справедливо заметил, что на нем жизнь не кончается - впереди много испытаний...
Дискуссия по докладу о внешней политике (Вячеслав Никонов) разгорелась в основном по двум вопросам, вызванным событиями, о которых говорит весь мир:
Откуда сегодня исходит угроза России?
С кем сегодня, в начале XXI века, должна находиться страна - с развитыми цивилизованными государствами или с теми недемократическими режимами, от которых исходит угроза безопасности и нестабильности в разных регионах планеты?
Ответ, казалось бы, очевиден. Но дискуссия была весьма острой и привела к выводу о необходимости гибкой, многовекторной внешней политики, ориентированной прежде всего на сотрудничество с развитыми и ответственными державами, но учитывающей все вызовы меняющегося мира. Принцип "многовекторности", как отмечалось в докладе, однозначно позитивен, направлен на поиск выгодной для России линии, в то время как периодически возобновляемый разговор о "многополярности", как правило, приводит к противостоянию одному полюсу - США.
В полемике о том, откуда сегодня исходит угроза России, мнения разделись. Одна группа участников дебатов поддержала позицию политолога Никонова, полагающего, что опасность надвигается прежде всего с юга. Именно оттуда - угроза распространения оружия массового поражения, усиления исламского экстремизма и международного терроризма, проникновения в Россию наркотиков и нелегальных иммигрантов. А главные угрозы, по его мнению, - внутренний терроризм и наше технологическое отставание.
Оппоненты, наиболее ярким представителем которых был известный политолог Андраник Мигранян, напротив, считают, что главная опасность для нас сегодня - вероломная политика США. И если не дать на этот вызов свой ответ (правда, не очень понятно - каким он может быть), то "завтра уже будет поздно", и недооценка американской экспансии приведет к гибельным последствиям.
Разделившиеся взгляды в принципе отразили состояние российского общественного мнения, в котором антиамериканизм сегодня занимает значительное место.
О том, как на это реагировать, а также о других аспектах внешней политики и шел острый, интересный спор.
Доказательство связи между внешней и внутренней политикой не могло стать темой для столь серьезного собрания. Поэтому углубленная полемика о модернизации государства подразумевала реализацию таких проектов, которые привели бы к созданию полнокровной политической системы, отвечающей запросам времени. Анализ, приведенный в докладе, обращал внимание участников дискуссии на то, что модель политической системы, возникшая за последние три года, несомненно, более эффективна, чем предшествующая. Однако она остается несовременной и по-прежнему не способна обеспечить быстрое и поступательное развитие России. "Наше государство сегодня - это не столько средство решения проблем страны, сколько одна из этих проблем, и притом важнейшая".
Среди недостатков, проявившихся в минувшее десятилетие, отмечалось в выступлениях, - и "чрезмерное" сосредоточение власти в руках главы государства и его администрации, и дефицит политической конкуренции, и незавершенность строительства отношений в системе "центр - регионы - местное самоуправление", и "эмбриональность" партийной системы, и "ограниченная свобода слова", и хронический дефицит общенациональной дискуссии о реальных проблемах страны.
Разумеется, многие вопросы были сознательно заострены. Но именно это и содействовало выработке содержательных рекомендаций всем ветвям власти.
Поэтому в разговоре о конкурентоспособности были отмечены темпы экономического роста, которые даже лучше прогнозируемых показателей некоторых развитых стран (США, Япония), но тут же было подчеркнуто ухудшение качества экономического роста. Эта тенденция проявляется, например, в том, что больше половины ВВП приходится на торговлю и экспортно-сырьевой сектор. А это значит, что наша экономика в значительной мере зависит от внешних факторов.
Говорили и об опасности замедления проводимых реформ, и о том, что государство своей навязчивой опекой часто мешает малому бизнесу и до сих пор не выработало четких правил, по которым должен развиваться крупный бизнес.
Важное место в темах сессии занял такой ключевой фактор развития страны, как "человеческий капитал", воплощенный в здоровье, способностях, знаниях и навыках людей. Инвестирование этого капитала, по общему мнению, идет, к сожалению, слабо и неэффективно.
Стратегию оборонной политики России обсуждали по всем направлениям - армейская реформа, военно-промышленное производство и место его в экономике, участие бизнеса в ВПК, необходимость гражданского контроля и даже причины "дедовщины"...
Вот что сказал мне после всех дискуссий Сергей Караганов, в течение 11 лет возглавляющий президиум СВОПа:
- Мировая система вступает в совершенно непредсказуемую ситуацию. Не исключено, что через какое-то время даже те истины, которые мы сейчас отстаиваем, могут оказаться опровергнутыми временем или ходом событий. Что в этой ситуации России нужно делать? Во-первых, напрягать все умственные способности и концентрировать их. Во-вторых, что еще более важно, - интенсифицировать модернизацию государства, потому что совершенно очевидно, что мир становится более непредсказуемым и более опасным. И в-третьих, модернизировать свой военный потенциал, особенно его ядерную часть. Поскольку совершенно очевидно, что через десяток лет многие из вещей, которые кажутся сегодня устойчивыми, будут опровергнуты, и нам нужно быть готовыми ко всем возможным вызовам. СВОП продолжит свою работу.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников