БОГАТСТВО ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ СИБИРЬЮ. ВОСТОЧНОЙ

Накануне Дня геолога корреспондент "Труда" встретился с членом Совета Федерации РФ, президентом Российского геологического общества, в недавнем прошлом министром природных ресурсов страны Виктором Орловым. Беседа касалась одной из самых актуальных тем отечественной экономики - освоения недр Восточной Сибири и Дальнего Востока.

- Виктор Петрович, интерес к Восточной Сибири сегодня переходит из теоретической плоскости в практическую. Эксперты спорят о направлении нефтегазовых потоков, о качестве инфраструктуры и точках возведения предприятий переработки.
- На мой взгляд, начинать надо с широкомасштабного изучения недр. Пока углеводородный потенциал восточной части страны изучен лишь на 5 - 8 процентов. На скудном материале точных экономических расчетов не сделаешь. Мне как специалисту понятно, что таких уникальных месторождений нефти и газа, как в Западной Сибири, на востоке пока ожидать вряд ли следует. Тем не менее огромные материковые площади плюс шельф восточных морей позволяют рассчитывать на существенное пополнение углеводородной "копилки".
- Восточная Сибирь намного беднее Западной?
- Западной Сибири нет равных в мире. Она еще как минимум столетие будет оставаться ведущей нефтегазовой провинцией. Там нас ждет немало новых, в том числе и крупных, открытий - ведь 60 процентов прогнозных ресурсов уникального региона еще не реализованы.
- А зачем тогда идти на восток?
- Здесь тоже не вскрыты огромные ресурсы. Да, это требует немалых затрат - в Восточной Сибири окупаемость месторождений растянется на 7-10 лет, в то время как в Западной Сибири - 2-3 года. На востоке страны гораздо сложнее комплекс географических, климатических, геологических условий плюс полное отсутствие инфраструктуры и запасов полезных ископаемых, подготовленных к промышленному освоению.
- А вот, к примеру, Ковыкта, о которой много говорят, - к освоению готова?
- Здесь можно приступать к первому этапу освоения, но в целом месторождение геологически недоизучено. То же самое можно сказать и о таких крупных нефтяных месторождениях, как Тахомо-Юрубченское, Верхне-Чонское, Талаканское.
- Но хотя бы опытную добычу там, не слишком рискуя, можно же начать?
- Прежде чем вкладывать миллиарды долларов в добычу, надо быть уверенным, что запасы полезных ископаемых подтверждены.
- На каких площадках лучше начинать работу в первую очередь?
- По нефти - в Якутии и Эвенкии, а по газу - конечно, в Иркутской области, на той же Ковыкте.
- Сколько для этого потребуется времени и денег?
- Три - пять лет и пять-шесть миллиардов долларов.
- Были случаи, когда и недоизученные месторождения давали ошеломляющие результаты.
- В советские времена такого не было. Риск за счет детальной геологоразведки снижали до минимума. А в последние годы всякое бывало. Особенно на поисковом этапе. Вот совсем недавний пример: известная компания "Сибнефть" пробурила несколько скважин на Чукотке, вложила приличные деньги, а отдачи - ноль. Нашей стране такой сценарий не подходит. Каждому этапу в геологоразведке или в добыче должна предшествовать серьезная подготовка.
- Много споров о развитии восточной нефтегазотранспортной системы: куда тянуть нефтяную трубу - на Находку или на Дацин?
- На самом деле неважно, каким будет первоначальный маршрут, так или иначе он будет развиваться и диверсифицироваться. Важно, чтобы труба, ориентированная на экспорт, приносила максимальную пользу и российским территориям, по которым она пройдет. Без солидной экспортной составляющей разработка восточно-сибирских месторождений маловероятна. По внутренним ценам на нефть и газ они будут нерентабельны. Кроме того, ориентация не менее 50 процентов добычи на экспорт позволит привлечь необходимые иностранные инвестиции.
- Наши эксперты высказывают разные мнения по этому поводу...
- Меня не пугают Дацин и "зависимость от единого потребителя". Существуют международные правила и межгосударственные соглашения, способные снять все возможные проблемы. В геополитическом плане этот вариант очень важен. Нам, с одной стороны, нужно развивать экономическое партнерство со своим великим соседом. С другой - надо понимать, что если не будет у Китая в достатке нефти, то у России могут появиться сложности с усилением китайской экспансии на наши территории.
Если говорить о Японии и Корее - это также наши крупные потребители в перспективе. А пока нам нужно поскорее принять решение по нефтепроводу. Мы за "маршрутными спорами" уже потеряли два года. На это время компании, готовящие программы по изучению недр Восточной Сибири, фактически приостановили работу, ибо приоритеты в геологоразведке и освоении месторождений во многом определяются именно транспортной инфраструктурой.
- А что скажете о строительстве газовой магистрали?
- Мне не представляется оптимальным предложение Газпрома развернуть трубу с месторождений Восточной Сибири на запад. Газовая магистраль в той же мере обязана быть сориентирована на восток. В принципе важно, чтобы газовая, равно как и нефтяная, транспортная сеть была "закольцована" в единую систему.
- Если будет принято решение по маршрутам, то быстро начнутся геолого-разведочные работы?
- Безусловно. Но в ограниченных объемах. Дело будет упираться не столько в финансы, сколько в кадровый голод. Сегодня во всей Восточной Сибири можно укомлектовать 8 - 10 бригад, способных качественно бурить на нефть и газ. А их потребуются десятки. Дефицит опытных специалистов-буровиков - одна из самых больших наших трудностей. Иностранцы решить ее не помогут. Им самим надо долго учиться, чтобы понять особенности работы с российскими недрами. Да и стоят они раза в три дороже наших.
А чем загружать транспортные мощности? Чтобы трубопроводная система была рентабельной, она должна пропускать не менее 40-50 миллионов тонн нефти в год. Для обеспечения магистрали сырьем нужно не только нарастить добычу, но и проложить ряд вспомогательных трубопроводов от месторождений к магистрали. Если все же к 2010 - 2012 годам на первых восточно-сибирских углеводородных площадках добыча нефти достигнет 20 - 30 миллионов тонн в год, то предстоит развернуть геологоразведку на новых площадях в еще больших масштабах, чтобы в перспективе довести объемы добычи до 80 - 90 миллионов тонн. А на подготовку хорошего специалиста в геологии уходит в среднем 10 лет. Поэтому меры по кадрам, да и по технике надо принимать сегодня!
- Но это потребует огромных капиталовложений...
- Естественно. На реализацию столь масштабной задачи потребуются десятки миллиардов долларов. Однако перспективы того стоят, поскольку в сумме потенциал Восточной Сибири хоть и ниже Западной, все же измеряется примерно ста миллиардами тонн условного топлива.
- Смогут ли российские компании при поддержке государства освоить Восточную Сибирь, или без иностранных инвестиций не обойтись?
- Решить такую масштабную задачу без зарубежных инвесторов не удастся. Мировая практика показывает: осуществлять крупные проекты целесообразно путем привлечения как отечественных, так и иностранных компаний. А государство призвано регулировать процессы освоения месторождений и экспорт энергоресурсов.
- Некоторые эксперты считают, что освоение Восточной Сибири приведет к появлению у нас новых олигархов.
- Не исключаю. "Восточный пирог" тоже сладок, и аппетит на него может разыграться у многих. Причем не только у крупных, но и у средних, даже малых компаний.
- Виктор Петрович, а чего, на ваш взгляд, следует опасаться при освоении новой ресурсной базы страны?
- Опасность - в разнобое освоения нефтегазовых провинций и создании современной инфраструктуры. Необходимо четкое государственное регулирование в этих сферах, причем не в запретительном, а в конструктивном плане. Это первое. И второе: учитывая масштабность задач, требуется создать авторитетную правительственную комиссию по координации комплексного освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, которая бы помогала решать важнейшие вопросы цивилизованного социально-экономического развития региона. А при комиссии желательно иметь группу по законодательному сопровождению из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации и научно-экспертный совет...
- И все же День геолога сегодня для многих в нашей стране - праздник. Что бы вы пожелали своим коллегам?
- Веры. Надежды. Удачи.
Беседу вела