МОЛОДОЙ РАБОЧИЙ

В столичном Центре международной торговли состоялось заседание "Меркурий-клуба" под председательством президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова. Представители власти и предприниматели попытались ответить на вопрос: каково реальное состояние рынка труда в России и что может предложить бизнес, чтобы его улучшить?

С рынком труда, особенно квалифицированного, - у нас большие проблемы. Долгое время резервом для рекрутирования рабочих были так называемые "трудоизбыточные" предприятия. То есть простаивающие заводы, в массовом порядке сокращавшие работников. Но за 5 лет их доля уменьшилась - с 45 процентов до 12. Зато предприятий, испытывающих недостаток рабсилы, теперь стало намного больше - 25 процентов. Картина усугубляется тем, что средний возраст квалифицированного рабочего в России - 55 лет. И ожидать, что им на смену быстро придут молодые, не приходится: численность подрастающего населения неуклонно снижается. Добавим, что трудовые ресурсы распределены крайне неравномерно. С начала 90-х значительная часть рабочих перешла из перерабатывающих отраслей промышленности в добывающие. А отмена "северных" коэффициентов привела к тому, что сильно обезлюдели Сибирь и Дальний Восток.
По мнению Евгения Примакова, ситуацию можно поправить, если в нее активно вмешается бизнес. Предприятиям вполне по силам участвовать в подготовке работников "для себя". Например, финансировать обучение студентов в вузах - с тем условием, что они вернутся на производство и отработают затраченные на них деньги. Настало время воссоздать при заводах и сеть профессионально-технических училищ. Наконец, работодатели должны поддерживать и развивать социальную инфраструктуру регионов. Правда, Евгений Примаков не стал уточнять, каким способом можно подвигнуть бизнес к занятию столь затратными проектами.
Ясно одно: роль государства в регулировании рынка труда сегодня ничтожно мала. Меж тем дефицит квалифицированных кадров влечет за собой далеко идущие последствия. Страна, не обладающая качественными трудовыми ресурсами, неизбежно теряет позиции в глобальной конкуренции. И наоборот. Сегодня доля США на рынке наукоемкой продукции - 39 процентов, Японии - 30, Германии - 16, России - всего 0,3. Хотя именно на этом направлении наша страна, казалось бы, имеет хороший задел.
Захочет ли бизнес устранять пробелы в управлении трудовыми ресурсами? Сумеет ли государство увязать потребности рынка труда и образования? Вопросы остаются открытыми.