СТАРАЯ ПЕСНЯ О ЦЕНАХ

Эксперты прогнозируют: в апреле оптовые цены на моторное топливо вырастут на 5 - 10 процентов, а за ними неизбежно вырастут и розничные. К лету общее повышение может составить 25 процентов от нынешнего уровня.

Министр транспорта Игорь Левитин уже заявил, что обратится в Министерство экономического развития и торговли и Федеральную антимонопольную службу "с просьбой принять перечень защитных мер против роста цен на топливо". По его словам, в прошлом году транспортники уже столкнулись с беспрецедентным ростом цен на ГСМ: цены на низкооктановый бензин увеличились на 48,4 процента, дизельное топливо - на 51,3 процента, авиационный керосин - на 48 процентов. И это в условиях, когда официальная инфляция составила всего 11,7 процента. "Дальнейшее удорожание топлива неизбежно вызовет рост тарифов на транспорте, потому как львиная доля затрат транспортных предприятий приходится на покупку горючего", - предупреждает министр.
Последствия известны: поскольку в средней цене любого товара около 15 процентов составляют транспортные расходы, далее следует ожидать роста цен на все и вся. И вместо первоначально запланированного на год уровня официальной инфляции в 8,5 процента средние цены на весь перечень товаров и услуг взлетят как минимум на 12 - 15 процентов. На товары первой необходимости - еще выше.
Эксперты утверждают: при существующей в России системе налогообложения нефтяных компаний и сверхвысоком спросе на нефть во всем мире ее выгодней продавать за границу, чем тратиться на производство бензина в самой России. Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко во всем винит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), ставка которого привязана к постоянно растущим мировым ценам на нефть. "Еще недавно наши внутренние цены на нефть, направляемую на переработку в бензин, были много ниже экспортных, а налог берется одинаковый - что с вывозимой нефти, что с используемой в стране, - говорит он. - Вот нефтяники и подтягивают цены, чтобы компенсировать потери".
Власть в ответ обвиняет "нефтяных баронов" в ценовом сговоре и сетует, что у Федеральной антимонопольной службы "руки коротки". Вот, мол, примет парламент новый закон о конкуренции - тогда мы им покажем! Хотя в кулуарах разговоры идут совершенно иные: в Европе цены на бензин втрое выше наших, придется постепенно подтягивать к ним и Россию, ничего не поделаешь - таковы законы рынка!
Но возьмем США, которые во всем мире считаются образцом рыночного устройства экономики. Цены на бензин там сегодня держатся на уровне 2 доллара за галлон, то есть 0,43 евро за литр. Американцы стонут: дорого! Хотя это всего на рубль выше, чем в России, но втрое ниже, чем в некоторых ведущих странах Европы - Великобритании (1,19 евро), Норвегии (1,24 евро), Нидерландах (1,26 евро). По логике наших, отечественных "рыночников", американские нефтяные короли давно должны были позакрывать бензоколонки в собственной стране и гнать все моторное топливо со своих НПЗ туда, где оно значительно дороже. Однако это не делается. Почему?
В такой рыночной стране, как США, этот феномен не объяснишь ни административным давлением (его в бизнесе нет), ни даже патриотизмом (он есть, но не до такой же степени!). Остается одно: хорошо продуманные и отлично отлаженные экономические рычаги, которых нет в России.
И встает резонный вопрос: почему у нас-то нет? Почему не перенимаем то лучшее, что есть в мировой экономической науке и практике? Или для этого нужно повыгонять своих управленцев и пригласить заокеанских? Как некогда ильменские славяне звали к себе на княжение варяга Рюрика: "Земля наша богата и обильна, да наряду в ней нету..." Или все же дождемся, когда отечественная власть научится управлять так, чтобы налоги стимулировали развитие бизнеса внутри страны, а не бегство капитала (и нефти) за ее пределы?