19 октября 2017г.
МОСКВА 
5...7°C
ПРОБКИ
2
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 57.57   € 67.93
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДИАНА ВИШНЕВА: ДА, МЫ С ЛОПАТКИНОЙ СОПЕРНИЦЫ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 02 Апреля 2005г.
Международный фестиваль балета "Мариинский" отмечает нынешней весной свой первый юбилей: 5 лет. По этому случаю в его программе сразу три бенефиса ведущих солисток знаменитого театра - Дианы Вишневой, Ульяны Лопаткиной и Дарьи Павленко, а также вечер в честь кордебалета, по праву слывущего "визитной карточкой" коллектива. Такая плотность событий рекордна даже для Мариинского театра, где артистическая жизнь чрезвычайно насыщена.

Вишнева выросла до уровня звезды-бенефициантки за десять лет пребывания в труппе, так что ее творческий вечер одновременно стал и юбилейным. Вообще же достижений у 29-летней Дианы немало. Она - лауреат Государственной премии, первой из отечественных балерин была удостоена звания "Божественная Айседора"... Между тем в Хореографическое училище имени Вагановой (ныне - Академия балета) Вишнева некогда поступила лишь с третьей попытки. Сама она вспоминает об этом с улыбкой:
- На тех педагогов, что не приняли меня в училище, я никогда не таила обид. Встречая их потом в классах, не стремилась что-то "доказывать". В шестилетнем ребенке действительно трудно бывает рассмотреть балетный потенциал. Какой-то явной предрасположенности к танцу у меня, видимо, тогда не обнаруживалось. Несмотря на то, что к поступлению я готовилась, занимаясь в хореографической студии Дворца пионеров. Были, правда, заметны некоторые важные качества - скажем, координация движений, музыкальность, пластичность. Да и голова соображала. В балете ведь не только ногами надо работать. Сказалось и мамино упорство: она, инженер-экономист, с детства мечтала о сцене и очень хотела, чтобы ее мечта воплотилась во мне.
- А я вот слышала, что мама потом уговаривала вас бросить училище...
- Был момент, когда она хотела забрать меня оттуда. Видела, какие у нас нагрузки, боялась, что я не выдержу. Но было уже поздно - я "прикипела". На сцену Мариинки вышла впервые, учась во втором классе балетной школы. Танцевала с другими девочками в "Дон Кихоте". Детство у меня получилось взрослое. Очень высокие были требования педагогов, да и сама себя я уже судила достаточно строго. Меня в классе считали лидером. Это развило обостренную ответственность за все и вся. И за то, что сама делаю, и за тех, кто рядом. Может, поэтому ранняя известность не вскружила голову. От меня всегда так много требовали, что не до "звездной болезни".
- Чем прежде всего труден балет - физическими перегрузками или эмоциональными?
- Когда была моложе, тяжелее давалась "физика". Сейчас иной раз сложнее справиться с психологическим напряжением. Хотя с возрастом приходит опыт - уже лучше знаешь себя, свое тело, его возможности. Больше себе доверяешь.
- Вы учились в одно время с другой нынешней звездой Мариинского театра - Ульяной Лопаткиной. Было ли между вами соперничество - явное, неявное?
- Ульяна немного старше меня. А в балетной школе разница в один-два года очень существенна. Мы там даже не общались. А вот в театре начинали почти одновременно. Только я сразу стала солисткой, а она какое-то время танцевала в кордебалете. Каких-то трений между нами, уже сложившимися балеринами, никогда не возникало. Соперничество, наверное, есть, но это и нормально, и хорошо: меня, например, ее успехи только стимулируют. И потом, мы такие разные! Даже если танцуем одни и те же спектакли, нас непросто сравнивать. Разница в трактовке ролей, их исполнении, мне кажется, только на пользу театру и, надеюсь, на радость зрителю.
- Пример Лопаткиной, несколько лет назад ставшей мамой, но сумевшей вернуться на сцену и выступать с прежним блеском, не вдохновляет вас?
- Ну, во-первых, она в отличие от меня замужем. Кроме того, у нее в то время была серьезная травма, и она не танцевала. Что, разумеется, ничуть не преуменьшает ее женской, материнской самоотверженности.
- Но вы тоже несколько лет состояли в браке, пусть и гражданском, с известным танцовщиком Фарухом Рузиматовым...
- Вы знаете, я еще очень "голодна до работы". Все-таки балетная карьера ограничена по времени. Пока есть физические и моральные силы, хочется танцевать, раскрыться профессионально. Больше успеть и преуспеть, постичь танец.
- Тогда вас должен вдохновлять пример другой прославленной примы - Майи Плисецкой, презревшей все возрастные "нормы" балета.
- Танцевать до восьмого десятка? Ой, нет! Так далеко я не загадываю. Все-таки придерживаюсь традиционного взгляда: балет - удел молодых. А классический репертуар, по моему убеждению, надо танцевать только на пике формы. Потому что держаться на нем после 20 лет в балете все труднее. Сейчас жизнь очень "быстрая". Где-то остановился, что-то пропустил - и все, можно потерять "обороты". А мне хочется столько попробовать! Интересных предложений много, отказаться невозможно, поэтому я все время в разъездах. Выступала в знаменитых театрах Западной Европы и в Америке, в Азии. Очень люблю Японию. Там такие благодарные зрители! Они могут долго дожидаться артиста после спектакля только затем, чтобы поблагодарить и пожать руку... В общем, объехала я уже полмира. На сколько хватит душевных и физических сил? Надеюсь, еще не на один год.
- Вы отметили десятилетие работы в Мариинском театре. Нет желания сменить сцену или, скажем, стать независимой балериной, выступающей только в отдельных проектах?
- Нет. Одно дело свободно ездить - слава Богу, теперь это никто не запрещает. Но постоянно жить и работать хочу только в России, только в Мариинке. Однажды попав на эту сцену еще в детстве, уже не мыслю себя без нее.
- У вас есть друзья в труппе?
- Круг общения очень узкий. Ведь театр - это как бы маленькое отдельное государство. От внешнего мира ты практически отрезан. Да и на работе нет времени на вольные беседы - она требует полного сосредоточения сил и мыслей. Отсюда некоторая замкнутость артистов. У меня есть подруга в кордебалете, мы дружим еще с училища, ничего друг от друга не таим. Но тесно общаемся не часто - для этого просто нет возможности.
- Из партнеров кому отдаете предпочтение?
- Долгое время танцевала с Рузиматовым. Теперь постоянного партнера на сцене нет.
- А вне сцены, в обыденной жизни?
- Вне сцены я, надеюсь, никогда не буду одна!


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.