11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДИАНА ВИШНЕВА: ДА, МЫ С ЛОПАТКИНОЙ СОПЕРНИЦЫ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 02 Апреля 2005г.
Международный фестиваль балета "Мариинский" отмечает нынешней весной свой первый юбилей: 5 лет. По этому случаю в его программе сразу три бенефиса ведущих солисток знаменитого театра - Дианы Вишневой, Ульяны Лопаткиной и Дарьи Павленко, а также вечер в честь кордебалета, по праву слывущего "визитной карточкой" коллектива. Такая плотность событий рекордна даже для Мариинского театра, где артистическая жизнь чрезвычайно насыщена.

Вишнева выросла до уровня звезды-бенефициантки за десять лет пребывания в труппе, так что ее творческий вечер одновременно стал и юбилейным. Вообще же достижений у 29-летней Дианы немало. Она - лауреат Государственной премии, первой из отечественных балерин была удостоена звания "Божественная Айседора"... Между тем в Хореографическое училище имени Вагановой (ныне - Академия балета) Вишнева некогда поступила лишь с третьей попытки. Сама она вспоминает об этом с улыбкой:
- На тех педагогов, что не приняли меня в училище, я никогда не таила обид. Встречая их потом в классах, не стремилась что-то "доказывать". В шестилетнем ребенке действительно трудно бывает рассмотреть балетный потенциал. Какой-то явной предрасположенности к танцу у меня, видимо, тогда не обнаруживалось. Несмотря на то, что к поступлению я готовилась, занимаясь в хореографической студии Дворца пионеров. Были, правда, заметны некоторые важные качества - скажем, координация движений, музыкальность, пластичность. Да и голова соображала. В балете ведь не только ногами надо работать. Сказалось и мамино упорство: она, инженер-экономист, с детства мечтала о сцене и очень хотела, чтобы ее мечта воплотилась во мне.
- А я вот слышала, что мама потом уговаривала вас бросить училище...
- Был момент, когда она хотела забрать меня оттуда. Видела, какие у нас нагрузки, боялась, что я не выдержу. Но было уже поздно - я "прикипела". На сцену Мариинки вышла впервые, учась во втором классе балетной школы. Танцевала с другими девочками в "Дон Кихоте". Детство у меня получилось взрослое. Очень высокие были требования педагогов, да и сама себя я уже судила достаточно строго. Меня в классе считали лидером. Это развило обостренную ответственность за все и вся. И за то, что сама делаю, и за тех, кто рядом. Может, поэтому ранняя известность не вскружила голову. От меня всегда так много требовали, что не до "звездной болезни".
- Чем прежде всего труден балет - физическими перегрузками или эмоциональными?
- Когда была моложе, тяжелее давалась "физика". Сейчас иной раз сложнее справиться с психологическим напряжением. Хотя с возрастом приходит опыт - уже лучше знаешь себя, свое тело, его возможности. Больше себе доверяешь.
- Вы учились в одно время с другой нынешней звездой Мариинского театра - Ульяной Лопаткиной. Было ли между вами соперничество - явное, неявное?
- Ульяна немного старше меня. А в балетной школе разница в один-два года очень существенна. Мы там даже не общались. А вот в театре начинали почти одновременно. Только я сразу стала солисткой, а она какое-то время танцевала в кордебалете. Каких-то трений между нами, уже сложившимися балеринами, никогда не возникало. Соперничество, наверное, есть, но это и нормально, и хорошо: меня, например, ее успехи только стимулируют. И потом, мы такие разные! Даже если танцуем одни и те же спектакли, нас непросто сравнивать. Разница в трактовке ролей, их исполнении, мне кажется, только на пользу театру и, надеюсь, на радость зрителю.
- Пример Лопаткиной, несколько лет назад ставшей мамой, но сумевшей вернуться на сцену и выступать с прежним блеском, не вдохновляет вас?
- Ну, во-первых, она в отличие от меня замужем. Кроме того, у нее в то время была серьезная травма, и она не танцевала. Что, разумеется, ничуть не преуменьшает ее женской, материнской самоотверженности.
- Но вы тоже несколько лет состояли в браке, пусть и гражданском, с известным танцовщиком Фарухом Рузиматовым...
- Вы знаете, я еще очень "голодна до работы". Все-таки балетная карьера ограничена по времени. Пока есть физические и моральные силы, хочется танцевать, раскрыться профессионально. Больше успеть и преуспеть, постичь танец.
- Тогда вас должен вдохновлять пример другой прославленной примы - Майи Плисецкой, презревшей все возрастные "нормы" балета.
- Танцевать до восьмого десятка? Ой, нет! Так далеко я не загадываю. Все-таки придерживаюсь традиционного взгляда: балет - удел молодых. А классический репертуар, по моему убеждению, надо танцевать только на пике формы. Потому что держаться на нем после 20 лет в балете все труднее. Сейчас жизнь очень "быстрая". Где-то остановился, что-то пропустил - и все, можно потерять "обороты". А мне хочется столько попробовать! Интересных предложений много, отказаться невозможно, поэтому я все время в разъездах. Выступала в знаменитых театрах Западной Европы и в Америке, в Азии. Очень люблю Японию. Там такие благодарные зрители! Они могут долго дожидаться артиста после спектакля только затем, чтобы поблагодарить и пожать руку... В общем, объехала я уже полмира. На сколько хватит душевных и физических сил? Надеюсь, еще не на один год.
- Вы отметили десятилетие работы в Мариинском театре. Нет желания сменить сцену или, скажем, стать независимой балериной, выступающей только в отдельных проектах?
- Нет. Одно дело свободно ездить - слава Богу, теперь это никто не запрещает. Но постоянно жить и работать хочу только в России, только в Мариинке. Однажды попав на эту сцену еще в детстве, уже не мыслю себя без нее.
- У вас есть друзья в труппе?
- Круг общения очень узкий. Ведь театр - это как бы маленькое отдельное государство. От внешнего мира ты практически отрезан. Да и на работе нет времени на вольные беседы - она требует полного сосредоточения сил и мыслей. Отсюда некоторая замкнутость артистов. У меня есть подруга в кордебалете, мы дружим еще с училища, ничего друг от друга не таим. Но тесно общаемся не часто - для этого просто нет возможности.
- Из партнеров кому отдаете предпочтение?
- Долгое время танцевала с Рузиматовым. Теперь постоянного партнера на сцене нет.
- А вне сцены, в обыденной жизни?
- Вне сцены я, надеюсь, никогда не буду одна!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников