10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МЕЖДУ АНЕКДОТОМ И НОСТАЛЬГИЕЙ

Неверов Александр
Опубликовано 01:01 02 Апреля 2005г.

Брежнев еще при жизни стал героем анекдотов, символом эпохи застоя и стагнации, окончившейся в

Брежнев еще при жизни стал героем анекдотов, символом эпохи застоя и стагнации, окончившейся в конечном счете крахом советской империи. Опасность рассказать очередной анекдот подстерегала авторов нового телефильма "Брежнев". Другая опасность - впасть в ностальгию по тому времени, когда в стране все было стабильно и предсказуемо, жилось хоть и не очень сыто и свободно, но зато с уверенностью в завтрашнем дне.
Скажем сразу, что ностальгии в картине нет: скудные полки магазина, которые фиксирует камера, колбаса из-под прилавка и т.д. не оставляют сомнений в том, что авторы сериала (сценарист Валентин Черных, режиссер Сергей Снежкин) отнюдь не тоскуют по "застойной" эпохе. Что касается анекдота, то признаки этого жанра здесь налицо: у исполнителя заглавной роли Сергея Шакурова огромные брови, ставшие легендой, характерная дикция и мимика. Его Брежнев постоянно засыпает, ведет себя часто неадекватно, радуется, как ребенок, то обнаруженному в шкафу мундиру с "иконостасом" наград, то среднеазиатскому халату, то подаренной шашке... Анекдот порой переходит в абсурд, когда, например, Леонид Ильич спрашивает супругу (Светлана Крючкова), почему она до сих пор не вступила в партию, или предлагает ухаживающей за ним медсестре (Мария Шукшина), присвоить очередное воинское звание, или посылает главе правительства с фельдъегерем в запечатанном пакете круг колбасы, купленной в сельмаге... Все это, конечно, вызывает смех, но все чаще ловишь себя на мысли, что это смех сквозь слезы, потому что в игре Шакурова нельзя не почувствовать драму старого, больного, одинокого человека, ставшего заложником системы, где он является первым лицом. Брежнев устал, он просит коллег по Политбюро отпустить его на покой, но они в ужасе: такого не было в советской истории, если это произойдет, нарушится баланс властных сил, что чревато непредсказуемыми последствиями и т.д. и т.п.
Фильм изобилует снами героя, которые возвращают его в прошлое. Авторы пунктирно обозначают этапы карьеры молодого Брежнева (Артур Ваха) - в деревне, на заводе, на фронте, во главе союзной республики. Мы видим человека, действительно, незаурядного - смелого, открытого, искренне преданного идее, наконец, очень везучего: он один из очень немногих, кто сумел, не раз проходя по лезвию бритвы, не только выжить, но и взойти на государственный Олимп. Но конец его печален: нет удовлетворения от прожитой жизни, нет мира и спокойствия в душе. Он чувствует: с государством происходит что-то неладное (война в Афганистане захлебывается, те же пустые полки в магазинах, бюрократия, несмотря на все усилия, как спрут, опутала все снизу доверху), а дома от детей - сплошная головная боль. И развязать эти узлы нет уже ни времени, ни сил.
Говорят, что история не знает сослагательного наклонения. Поэтому с чисто исторической точки зрения весьма сомнительны, например, сцены, когда Брежнев заходит в сельмаг или когда к нему на государственную - с соответствующей охраной - дачу прорывается незнакомец (Сергей Гармаш) в поисках справедливости. Но в художественном произведении подобные "допуски" не только вполне уместны, но и убедительны, если основаны на правде характеров, точном чувстве атмосферы и логике времени, переданных в их многозначности и противоречивости. А именно эти качества и отличают яркий и талантливый фильм "Брежнев".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников