СОЛО ДЛЯ БУЛЬДОЗЕРА

строители
СВАЙНЫЙ ГРЕХ
Вячеслав Ильичев, научный руководитель Академического

строители
СВАЙНЫЙ ГРЕХ
Вячеслав Ильичев, научный руководитель Академического научно-технического центра Российской академии архитектуры и строительных наук:
- Поскольку театр - аварийное сооружение, то единственный метод, который позволяет сделать минимальной осадку здания, - это задавливание свай. Процедура такая: под историческими стенами устраиваются железобетонные ростверки (горизонтальная часть фундамента, в которую упираются снизу сваи. - "Труд"), под них задавливаются сваи, которые встают на скальное известняковое основание. Далее производится поэтапная выемка грунта до минус шестого уровня с монтажом временной распорной системы. В самом низу формируется бетонная фундаментная плита, и уже в обратном направлении, снизу вверх, строятся окончательные железобетонные стены, которые подводятся под существующие исторические. Когда работы закончатся, гарантирую вам, что 150 лет здание простоит безо всяких проблем.
Наталия Алмазова, генеральный директор Академического научно-технического центра Российской академии архитектуры и строительных наук:
- Проводится несколько видов мониторинга Большого театра и окружающей застройки, в том числе осадочный - раз в 10 дней, оперативный - 24 часа в сутки (первые 10 минут каждого часа). Все они свидетельствуют, что в здании театра наблюдались массовые деформации при пересадке его на сваи. Но к ноябрю 2007 года эти явления практически прекратились.
Под особым контролем находится гидрогеологическая ситуация. По ней сделали математическое моделирование к востоку до речки Неглинки и к западу до Манежной площади. Было установлено, что сезонный подъем воды весной ожидается небольшой, до метра, с ним вполне справятся дренажные системы.
Группу интересующихся собрали около полудня у так называемого дома Хомякова - старомосковского особняка с колоннами, много лет служащего одним из административных зданий ГАБТа. В переулке между ним и задней стеной театра еще недавно находился склад декораций. Среди экскурсантов/экскурсоводов можно было разглядеть главу Роскультуры Михаила Швыдкого, генерального директора театра Анатолия Иксанова, председателя совета директоров компании "СУИ-холдинг" Азария Лапидуса (его фирма - генеральный подрядчик реконструкции). Высоких начальников одели в модные красно-черные куртки-спецовки, дали защитные каски. Так безопаснее, да и для телекамер эффектнее. Остальным участникам "экскурсии" такой чести не оказали: упадет на твою голову кирпич - пеняй на себя.
И началось нисхождение... не в ад, конечно, но вспомнить известную поэму Данте пришлось. Впечатлил уже старт: мы подошли к театру со стороны заднего, северного фасада, которого... попросту нет. Гигантский объем зала разверст наружу, вместо крыши где-то в немыслимой выси прорисовывается скелет из стропил. Бездна над головой - и такое впечатление, что бездна под ногами: ходить приходится по дощатым настилам над вырытыми объемами. Лапидус уточнил, что только за последние два с половиной месяца отсюда вынуто более 35 тысяч кубометров грунта.
По крутому трапу спускаемся на минус третий уровень. По идее, над нами должна бы находиться сцена, но ее нет. А там, где идем, совсем скоро предстоит устанавливать невероятно дорогое (7 миллиардов рублей) техническое оборудование немецкой фирмы "Бош-Рексрот": гидравлику для подъема-опускания сценической площадки, лифты и транспортеры для декораций, сопутствующую электронику, вплоть до камер видеонаблюдения (говорят, в театре не останется ни одного уголка, который бы не "простреливался" ими, таково требование безопасности).
Однако представить себе это техническое великолепие пока трудно. Идем по темному коридору, ноги утопают в сыром песке, а редкие лампы своим слепящим светом скорее мешают, чем помогают. Справа время от времени проглядывает монолитная серая поверхность - это фрагменты железобетонной коробки, или "кастрюли", как ее называют строители, которая углубилась в грунт до скального основания и служит теперь основой театру. А слева в расширениях коридора иногда видны мощные металлические колонны, обросшие землей, - это сваи, держащие всю гигантскую конструкцию. Видны только единичные опоры, установленные для дополнительной устойчивости, большинство же колонн вошло в состав той самой коробки-кастрюли и навсегда в ней замуровано. Строители показывают направо - здесь, говорят они, будет сцена Камерного зала. Но и это пока трудно себе вообразить: на перекопанном грунте красуется только один "солист" - экскаватор...
АРТИСТЫ
Николай Цискаридзе, солист балета:
- Я каждый день вижу стройку из окна репетиционного зала. Привыкнуть к этому невозможно: там, где стоял мой гримировальный стол, теперь ездит бульдозер. Зрелище не самое приятное. И вы всерьез думаете, что я на новую сцену выйду? А я боюсь, что не доживу как действующий танцовщик. В марте 2008-го нам театр уже открыли, да? Я опасаюсь, что так же откроют и в октябре 2009-го... А потом, глядишь, на 2015-й, 2020-й отложат...
Маквала Касрашвили, солистка, худрук оперной труппы Большого театра:
- Я на стройке не была - нас ни разу не приглашали. Туда только генеральный директор ходит, его заместители и художественный руководитель Александр Ведерников. Но я думаю, что все в срок закончат. Ведь деньги-то есть. Главное - восстановить прекрасную акустику зала. Большой театр ни с каким театром мира нельзя сравнить по красоте, звуковым качествам, традициям.
ПОЖАРЫ И ПРОВАЛЫ
За более чем двухвековую историю Большой театр пережил несколько коренных перестроек. Одна случилась после пожара 1805 года - к 1825-му здание возродил архитектор Осип Бове. После пожара 1853 года Альберт Кавос придал театру вид, в основном сохранившийся и поныне.
После забора речки Неглинки в трубу грунтовые воды отступили, деревянные сваи фундамента попали под воздействие атмосферного воздуха и стали гнить. В 1920 году вся полуциркульная стена зрительного зала осела прямо во время спектакля, двери заклинило, зрителей пришлось эвакуировать через барьеры лож. Это заставило архитектора и инженера Ивана Рерберга в конце 1920-х подвести под зрительный зал бетонную плиту на центральной опоре, по форме напоминающую гриб. Однако бетон испортил акустику.
К 1990-м годам здание крайне обветшало, его износ оценивался в 60%. Безнадежно отстала от современного уровня машинерия: например, до конца ХХ века здесь работала лебедка для декораций фирмы "Сименс" производства 1902 года (сейчас ее сдали в Политехнический музей). В 1993 году правительство России приняло постановление о реконструкции комплекса сооружений Большого театра. В 2002 году при активном участии правительства Москвы на Театральной площади построили Новую сцену ГАБТа. Этот зал в два с лишним раза меньше исторического и способен приютить лишь треть репертуара ГАБТа. Тем не менее пуск Новой сцены дал возможность начать реконструкцию основного здания.
Перед началом реконструкции разгорелась острая дискуссия о стоимости работ. Гензаказчик - Федеральное агентство по культуре и кинематографии в лице Михаила Швыдкого - потребовал от государства миллиард долларов. Сумма изумила президента Путина, который попросил Михаила Ефимовича "быть поскромнее". Ведь реконструкция театров аналогичного уровня за рубежом обходилась минимум в три раза дешевле: например, лондонской Королевской оперы - в 360 миллионов, а миланской Ла Скала - и вовсе в 70. К осени заказчик снизил аппетиты примерно вдвое.
Сомнения у многих вызвал и конкурс, в результате которого право стать генподрядчиком получил "СУИ-холдинг" (до того известный в основном строительством московского небоскреба "Газпрома"). Перед этим югославская строительная фирма "Напред", которая выиграла тендер, внезапно сняла свою заявку, и подряд, таким образом, отошел к фирме Азария Лапидуса, хоть там и запросили за услуги почти в два раза больше югославов (430 миллионов долларов против 250).
В июле 2005 года процесс стартовал. К весне 2006 года выяснилось, что объем работ намного больше, чем предполагалось: в здании обнаружилось 15 капитальных трещин от фундамента до крыши. Чтобы театр не развалился как карточный домик, его пришлось скреплять системой тяг, на что ушел примерно год. После завершения этого этапа Михаил Швыдкой впервые заявил, что выдержать первоначальные сроки окончания реконструкции (март 2008-го - запуск труппы в репетиционные помещения, осень 2008-го - начало зрительского сезона) не удастся. Сначала он назвал в качестве новой даты весну 2009 года, а пару месяцев назад отодвинул финиш работ еще на полгода, до октября 2009-го. Тогда же Михаил Ефимович признал, что вместо 11,7 миллиарда рублей реконструкция обойдется минимум в 19.
особое мнение
БОЛЬШОЙ ДЕМАРШ
Юрий Лужков, председатель правительства Москвы:
- Я высказал свое категорическое несогласие с планами ухода Большого под землю. Это невероятно дорого, а главное - небезопасно. Геология в центре Москвы сложная... Вроде одно время меня слушали. А недавно смотрю - опять запланировали огромное подземное пространство. Москва Большому театру не чужая, мы строили здание Новой сцены. Но сейчас я возмутился и сказал, что не согласен с такими методами. И вышел из попечительского совета Большого театра.
(Из интервью "Труду" в ноябре 2007 года)
реставраторы
ЗОЛОТО, ВОДКА И ТУХЛЫЕ ЯЙЦА
Елена Степанова, гендиректор центра "Реставратор-М":
- Закончена реставрация недвижимой части памятника, то есть кирпичной кладки. Демонтированы советские гербы, которые располагались над главной и остальными ложами. Они будут экспонироваться в музейных стендах новых залов фойе. Что касается подъемного занавеса, мы восстановим тот, который существовал в эпоху Кавоса - с изображением въезда Минина и Пожарского в Москву.
Александр Смирнов, специалист фирмы "возрождение":
- Российские реставраторы владеют уникальным методом восстановления позолоты декоративных деталей, сохранившимся с XVIII столетия. Из глины, привозимой из Армении, тухлого яичного белка (он более клейкий, чем свежий) и китового спермацета варят смесь. Наносят тончайшим слоем на основу, смачивают водкой и кладут сверху золотые листки. Впоследствии эти листки полируют стержнем из агата.