Министерство финансов РФ опубликовало проект закона о превращении неналоговых сборов в федеральные и местные налоги. Документ представлен на портале проектов нормативных правовых актов.
Авторы документа предлагают отнести к налогам и включить в Налоговый кодекс экологический, утилизационный и курортный сборы, плату за воздействие на окружающую среду, сбор за проезд большегрузных авто по дорогам и обязательные отчисления операторов связи.
До сих пор эти сборы считались неналоговыми и уплачивались в отдельные фонды. Теперь же чиновники финансового ведомства предлагают сделать гостиничный сбор местным налогом, а остальные пять – федеральными.
Также ведомство Антона Силуанова предлагает закрепить в Налоговом кодексе в качестве госпошлин платежи, взимаемые сейчас за предоставление сведений из госреестров.
Налоговая виселица
В марте текущего года представители бизнеса обращались к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не спешить с включением неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Президент переадресовал эту просьбу первому вице-премьеру и министру финансов Антону Силуанову.
26 марта на коллегии министерства вопрос о превращении неналоговых платежей в налоги был заявлен в качестве одного из ключевых направлений работы. Тогда же глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил, что транзит платежей в налоги не приведет к росту фискальной нагрузки. Премьер объяснил это тем, что кабмин намерен до 2025 года ввести мораторий на повышение налогов.
Обозреватели отмечали, что такая новость должна была обрадовать предпринимателей, так как именно введение и увеличение неналоговых сборов обнулило эффект предыдущего моратория на повышение налогов. Представители бизнеса отмечали, что за последние четыре года именно неналоговые платежи стали основным средством осушения экономики.
Формально эта практика не противоречила поручению президента, озвученному еще в декабре 2014 года, но на деле фискальная нагрузка за последние пять лет существенно увеличилась. Влияние налоговой политики государства на ценообразование лучше всего видно на примере бензина: по подсчетам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сейчас 65% стоимости топлива составляют акцизы и налоги.
Принятие закона, казалось бы, должно было исправить ситуацию. Но бизнес и эксперты полагают, что этого не произойдет. Дело в том, что к настоящему моменту размер налоговых и неналоговых сборов практически достиг потолка. Если государство и дальше будет повышать фискальную нагрузку, страну ждет волна массовых разорений. При этом под удар попадет не только малый и средний бизнес-сектор, но и крупные компании. Об этом, в частности, сообщал заместитель председателя комитета по финансовому рынку Госдумы Юрий Олейников.
«Мы давно говорим о том, что налоги должны быть одним из самых стабильных обстоятельств ведения бизнеса в нашей стране. Мы сегодня слышим со всех сторон, что налоги убивают бизнес. Совсем недавно у нас на фракционной группе был руководитель «Лукойла», и мы слышали от него то же самое, что слышим сегодня от среднего и малого бизнеса», – сказал депутат, комментируя решение правительства о введении налогового моратория.
Закрепление «успехов»
По итогам 2018 года, неналоговые платежи изъяли из российской экономики 316,6 миллиардов рублей. После превращения платежей в налоги уклоняться от их уплаты станет намного сложнее и опаснее. То есть, при номинальном сохранении объемов платежей фактическая фискальная нагрузка на бизнес возрастет еще больше.
Готовя законопроект, Минфин показал, что нацелен в первую очередь на то, чтобы добывать деньги. В частности, ведомство намеревалось обложить экологическим налогом даже те компании, которые самостоятельно занимаются утилизацией своих отходов. Притом что действующее законодательство оставляет предприятиям выбор: платить сбор или же инвестировать средства в создание инфраструктуры по переработке мусора. Некоторые компании уже пошли по второму пути и начали заниматься переработкой. С большим трудом им удалось отстоять свое право на эту деятельность.
В общем и целом, по мнению части комментаторов, правительство занимается тем, что закрепляет фактически неподъемную налоговую нагрузку, хотя на самом деле ее следовало бы радикально снижать – в первую очередь через ликвидацию системы «Платон», удорожающей производство всех товаров с длинными производственными цепочками, и курортных сборов, мешающих развиваться внутреннему туризму. Последствия такой политики, скорее всего, снова окажутся полной неожиданностью для кабмина и околоправительственных экспертов.