04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДОРОГА ЖИЗНИ

Юдина Людмила
Опубликовано 01:01 02 Июня 2000г.
На окраине города до сих пор сохранилось здание бывшего управления 501-й стройки. Самой ее давно уже нет, железная дорога покорежилась и развалилась. А легенды, тесно переплетенные с горькой правдой, живут до сих пор. С них-то и начался наш разговор с отцом и сыном Наками - президентом АООТ "Ямалтрансстрой" Владимиром Григорьевичем и генеральным директором Игорем Владимировичем. Пятнадцать лет работают они на Крайнем Севере, в Ямало-Ненецком автономном округе. Строят и поддерживают в рабочем состоянии железную дорогу под номером 502, родившуюся от сталинской 501-й.

ГОВОРЯТ, будто железная дорога на Ямале никому не была нужна. Вела она в никуда, к самой кромке Северного Ледовитого океана. И придумали ее лишь затем, чтобы угробить побольше каторжан.
Что касается отношения к заключенным - все верно. Погибло здесь людей немерено.
- Если же говорить о необходимости железной дороги, - убежден Владимир Григорьевич, - то она нужна стране сегодня и очень пригодится в дальнейшем. Недаром сейчас однозначно стоит вопрос о ее возрождении.
Первоначально смысл 501-й стройки заключался в том, чтобы проложить ракадную (военную) дорогу, по которой можно было бы перевозить тяжелую артиллерию. Еще одно ее назначение - переправлять грузы на восток по северному пути, а обратно везти уголь и лес. План состоял в том, чтобы закольцевать "железку", что дало бы огромную экономию средств в масштабах страны. Однако после смерти Сталина вместе с культом личности "закопали" и строительство железной дороги на российском Севере.
- А ведь с точки зрения маршрута и инженерных изысканий она была исполнена просто гениально, что и сейчас признают специалисты, - говорит Игорь Нак. - Сравниться с ней может, наверное, только 502-я стройка, на которой мы сегодня работаем вместе с отцом. Берет она начало в г. Лабытнанги и идет в сторону самых перспективных газовых месторождений Ямала. Поэтому вполне обоснованно развитие газовой промышленности связывают со строительством железной дороги на Ямале...
Если актуальность стройки сомнений не вызывает, то ее финансирование нередко ставило под сомнение саму возможность сдачи "железки"в эксплуатацию. Поначалу это была стройка государственная. Но с тех пор, как начавшиеся в стране макроэкономические реформы фактически привели к развалу промышленности, прокладка магистрали затормозилась. "Ямалтрансстрой", возглавляемый Владимиром Наком, испытал все тяжести периода безвременья: втрое сократилась численность коллектива, остались нереализованными многие планы, из-за чего Крайний Север и страна в целом понесли огромные убытки.
- Не надо быть большим специалистом, чтобы понять: цену любого товара на 65 процентов составляют транспортные расходы, - поясняет Владимир Григорьевич. - Если мы проложим железную дорогу, то цена единицы топлива для потребителя, условно говоря, составит один рубль. При затратах на речной транспорт этот показатель достигает двух рублей, на авиационный - десяти. Отсюда считайте: если на освоение Бованенковского месторождения при наличии железной дороги (без учета строительства трубопровода) требуется восемь миллиардов долларов, то при других видах транспорта понадобится 20 миллиардов. Другими словами: дешевле транспорт - дешевле себестоимость газа.
С этой арифметикой знакомы и в Газпроме. Владимир Нак там частый гость, поскольку Газпром взял финансирование 502-й стройки на себя. И, надо признать, газовая компания уделяет этому вопросу немало внимания.
По оценкам специалистов на территории округа сосредоточено 90 триллионов кубометров "голубого топлива". Этих запасов хватит на много десятков лет. Но, конечно же, правы мои собеседники: эффективность разработки месторождений зависит от эффективности использования транспортных средств.
Весна на Крайнем Севере - понятие весьма условное. В управлении АО "Трансстрой", где мы беседовали с отцом и сыном Наками, замерзли стекла, а за окном мело совсем не по-весеннему.
- Как выдерживает "железка" северную погоду? - поинтересовалась я.
Владимир Нак: - Начнем с того, что аналогов этой дороге нет. Когда мы приступали к ее строительству, не было разработано даже строительных норм и правил (СНИП). А ведь СНИП - конституция строителя. Дорога проложена на вечной мерзлоте по принципу сохранения этой мерзлоты и продуваемости: даже при здешних вьюжных зимах она не заносится снегом.
Игорь Нак: - Сейчас, когда важность магистрали вроде бы ни у кого не должна вызывать сомнений, все равно хватает "умников", которые выступают против железной дороги, заявляя, будто на Крайнем Севере рациональнее иметь автотрассы.
Владимир Нак: - Тут надо считать. Локальные автомагистрали на Ямале оправданы. Однако экономическая целесообразность толкает нас на завершение строительства железнодорожного пути - пока он проложен лишь наполовину. Понятно, что по "железке" перевозить грузы дешевле. Вот смотрите: на одном плече один состав заменяет три тысячи автомобилей. Добавьте к этому, что из-за погодных условий железная дорога в наших условиях простаивает не больше пяти дней в году, а на автотрассах "проезжих дней" - лишь треть.
- А как местное население относится к строительству железной дороги?
Игорь Нак: - С ней тундровики связывают экономическое и социальное развитие округа. Если посмотрите с вертолета, увидите, что по тундре тянется одна нитка железнодорожного полотна - никакой овражистости, никакой деградации почв. Мы строили дорогу очень бережно, с учетом всех экологических факторов.
Владимир Нак: - Знаете, поначалу у некоторых коренных жителей "железка" все же вызывала опасение. Известная местная писательница Анна Неркеге, пользующаяся немалым авторитетом среди коренных народов Севера, сетовала: дескать, по этой дороге "повезут наши гробы". Теперь она называет ее "дорогой жизни" для местного населения. А президент Ассоциации малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Сергей Харючи написал в Газпром письмо с просьбой помочь поскорее завершить строительство магистрали.
- Расскажите об отношениях с администрацией округа. Как они складываются?
Владимир Нак: - Нормально, по-деловому. С губернатором Юрием Нееловым знакомы еще с его комсомольских лет. Во многом благодаря ему, удалось воспитать в строителях самое ценное: уважение к тундре, к людям, живущим здесь. И высокой ответственности в работе. Ведь практически все, кто сейчас работает в нашем управлении, когда-то приехали по комсомольским путевкам на эту стройку.
- Простите, Владимир Григорьевич, что-то вы не очень похожи на бывшего комсомольца...
Владимир Нак: - У меня другая история... Когда я приехал сюда и возглавил "Ямалтрансстрой", мне уже исполнился 51 год. В это время человек редко меняет уклад жизни. А у меня вроде было все: жил в Москве, работал заместителем начальника главка Минтрансстроя, имел "кремлевку" и все столичные блага. Но после одной из командировок на Крайний Север, куда я и поехал-то случайно (взамен заболевшего коллеги), потянуло сюда. Никогда не забуду, как все начиналось: мы прибыли в Лабытнанги практически на пустое место, хотя здесь размещалась основная перевалочная база геофизиков.
Вскоре после окончания института ко мне приехали сын со всей семьей. Мы возводили первую школу и первый сад для детей, жилые дома и речной порт. Первый километр "железки" я укладывал, и по первому железнодорожному мосту сам проехал.
- Вы здесь уже 15 лет. Объясните: к чему привыкает человек? К дороге, к месту обитания или еще к чему-то?
Владимир Нак: - Думаю, человек привыкает к мысли, к идее, к тому, что задумал и хочет довести до ума. Вот у меня задумка -достроить эту магистраль. Это, если хотите, дело моей жизни. Сегодня говорят о некотором уменьшении добычи газа на Ямале. Это, на мой взгляд, временное явление. Ямал - богатейший край, и масштабное освоение его недр еще впереди. Но к тому времени, когда газовики и нефтяники приступят к разработке новых месторождений, мы должны создать им необходимые условия: проложить железнодорожную магистраль, построить электростанции, жилье хорошее. Тогда газ и нефть обойдутся стране намного дешевле, да и людям на "северах" работать станет легче.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников