КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТРАНЗИТ

До 20 апреля 2004 года Евросоюз в нарушение собственных же принципиальных решений считал соглашение по калининградскому грузовому транзиту ненужным. О том, что Москва и Брюссель приступят к подготовке специального документа по совмещению транзитных таможенных схем России и ЕС, было решено в последний момент перед фактическим расширением европейского сообщества.

Обновленная Европа ликовала целую неделю, а калининградцы замерли в тревожном ожидании: как будем двигаться через хорошо укрепленные еэсовские погранпосты и таможни? Если транзит людей идет без осложнений, то что будет с грузами? Сколько это будет стоить? Какие документы потребуются при пересечении еврограницы? На каком языке? Чтобы захватить или опустошить новые территории, сегодня не нужны танки на границе, достаточно пустить в ход "тяжелую артиллерию" евро против рубля. Сделать, например, ветеринарный и фитоконтроль жестче и в разы дороже, чем это могут позволить себе жители Калининграда...
О новых правилах транзита тогда же, 20 апреля, получили сообщение - но не администрация, скажем, президента или области, а в частном порядке - грузополучатели. Что тоже выразительно характеризует поведение нашего многолетнего партнера по переговорам - руководство Евросоюза. В последнюю минуту перед тем, как расширенная Европа плотно зажала российский анклав в жестких объятиях, министр Герман Греф и еврокомиссар по торговле Паскаль Лами все же заявили прессе, что готовы обсуждать правила транзита из Калининграда в "большую Россию".
Но этой политической декларацией "сыт не будешь", ее еще предстоит насыщать конкретикой. Российские перевозчики уже ощутили на себе действие еэсовских новаций. Отныне перевозка любых грузов по Литве связана с выплатой залоговых пошлин в размере, который устанавливает ЕС.
- За первые десять дней мая только 55 грузовых партий, отправленных из Калининградской области автомобильным транспортом, были оформлены по системе "калининградский транзит", которую накануне демонстрировал сам председатель ГТК Михаил Ванин, - рассказывает вице-губернатор Михаил Цикель. - Но это примерно десятая часть от обычной нормы.
Автоматизированная система сама по себе хороша. Но если учесть, что, кроме оформленных с ее помощью деклараций, требуется еще представить литовским таможенным органам документы, подтверждающие наличие у грузоотправителя гарантий, выданных литовскими брокерами, картина разительно меняется. На практике это означает, что груз надо сначала доставить на границу, заручиться гарантией, потом вернуться в Калининград, войти в автоматизированную систему, затем снова ехать на границу.
То есть транзит российских грузов через территорию Литвы оказался в полной зависимости от норм законодательства Евросоюза, считает вице-губернатор. Европейцы заверяют, что пошли нам навстречу, но не пренебрегают возможностью заработать на наших проблемах. Стоимость услуг литовских таможенных брокеров по заполнению транзитной документации возросла в 2 - 4 раза.
Даже зеленая карта, которую автомобилисты покупали, выезжая в Литву и Польшу, подорожала в два раза. Правда, теперь она действует на всем шенгенском пространстве, но большинство калининградцев выезжает, как правило, в ближние страны.
Плата за проведение литовцами ветеринарной проверки наших грузов повысилась в 1,3 раза и составляет теперь 30 евро за каждую партию товара. При этом сведения из ветеринарного документа, оформленного на одном из языков ЕС, должны поступать на литовский ветеринарный пункт на границе не позднее, чем за 24 часа до прибытия груза. А бесплатный прежде фитосанитарный контроль отныне стоит 20 евро за проведение проверки каждого железнодорожного вагона.
Особые требования установлены литовской фитосанитарной службой для перевозки древесины. Лес, следующий из Сибири (а именно оттуда к нам и идут главные партии, в частности, для трех целлюлозно-бумажных комбинатов), подвергается глубокой проверке с полным досмотром и лабораторными исследованиями. Действие же российского фитосанитарного сертификата, без которого литовские специалисты не приступят к досмотру, не должно превышать 14 дней. То есть реально выполнить эти требования невозможно. Поскольку документально регламент таможенных проверок никем не утвержден, они могут занимать теперь и несколько часов, и несколько недель. А упрощенный порядок действующего пока железнодорожного грузового транзита никак не защищен законодательно. То есть он полностью зависит от доброй воли правительства Литовской республики и в любой момент может быть отменен.
Не надо быть провидцем, чтобы понять: все эти простои, новые платежи и тарифы бременем лягут на экономику региона, а стало быть, и на кошельки граждан "калининградской национальности". Товары наших производителей станут неконкурентоспособными на российском рынке, а цены на ввезенную к нам из "большой России" продукцию полезут вверх. Так что без соглашения о калининградском транзите между РФ и ЕС не обойтись. Нам нужны компенсации, как при организации пассажирского транзита через Литву. Почему калининградцы должны платить за проблемы, внесенные в их жизнь еэсовскими правилами? В конце концов, это не мы пришли со своим уставом "в чужой монастырь", а они к нам.