"МЫ ИНВЕСТИРУЕМ В РЕАЛЬНОСТЬ"

Согласно недавним социологическим опросам, при слове "Россия" на ум большинства американцев в первую очередь приходили слова "коммунизм", "КГБ", "гонка вооружений". Думаю, главная причина сохранения в наше время столь устаревших стереотипов в общественном сознании - это то, что русские говорят о себе сами. Наша пресса большей частью цитирует российскую, которая в первую очередь создает неприглядный образ России.

Конечно же, свою долю вины за весьма сдержанное отношение к нашей стране в США несет Голливуд и отчасти нынешнее политическое руководство, а также деловые люди, у которых был негативный опыт ведения бизнеса в России. Именно эти голоса разносят по Америке не самое благоприятное мнение о вашей стране, которое мне кажется весьма поверхностным и примитивным.
Но то, что случилось 11 сентября, оставило глубочайший след в душе американцев. Ведь Соединенные Штаты долгое время были изолированы от проблем остального мира, от той реальности, в которой пребывали и продолжают пребывать многие страны: жизнь под страхом террора. К нам в дом вдруг пришел "Ближний Восток". Думаю, мы испытали нечто подобное тому, что испытали ваши люди на Дубровке.
Все происходящее наши граждане восприняли как атаку на американский образ жизни, и многие из них до сих пор глубоко переживают это. Они считают, что президент Буш обязан найти способы отбить эту атаку достойным образом. Последовали нападения на Афганистан и Ирак, который стал для США особенно трудной проблемой. Верховная власть так и не нашла оправданий своему вторжению. Однако больше половины населения страны не одобряют военную кампанию в Ираке, считают ее неразумной. 150 тысяч наших солдат подвергают свою жизнь опасности, и это глубоко задевает американцев. Но не только в Ираке, но и в самих Соединенных Штатах администрация Буша делает удивительно противоречивые шаги. Меры безопасности в повседневной жизни наших граждан гипертрофированны.
Лично я считаю, что многое из того, что делается сейчас властями относительно приезжих, чрезмерно. Это отрицательно влияет на наши отношения с внешним миром. Россияне считают, что жесткие меры применяются только к ним. Но это не так, это касается всех. Последствия введения нового визового режима сказались на Америке весьма неблагоприятно: затруднен студенческий обмен, сложившаяся ситуация крайне негативно влияет на американский бизнес по всему миру.
Для американцев Россия или раньше - Советский Союз - это другой образ жизни. Мои соотечественники испытали огромное облегчение, когда наступило долгожданное окончание "холодной войны". Об этом они услышали от президента Ельцина, когда он прибыл в США в 1992 году. Он заявил и о стремлении вашей страны стать демократическим государством. Мы увидели желание России сотрудничать с другими странами.
Думаю, что представления насчет вражды и дружбы как у американцев, так и у россиян во многом зависят от того, что говорят их лидеры, что считают общественные организации, отражающие более широкую точку зрения. Когда президент Путин в 2001 году прибыл в Техас, он сделал очень важное заявление: "Америка для России не враг". То же самое о России не раз говорил Буш, а до него президент Клинтон.
С 1991-го американское руководство придерживается того мнения, что процессы, происходящие в России, в основном позитивны. Мы хотели бы видеть Россию успешной, стабильной и процветающей. Лично я считаю Россию нашим партнером и думаю, что ввиду растущей неуверенности в традиционных источниках поставляемых нам энергоресурсов было бы крайне важно найти более широкие и надежные источники энергии для нас в России. Иными словами, мы бы стали в какой-то мере зависеть от России, что положительно повлияло бы на наши отношения. Однако существуют серьезные различия между тем, как россияне понимают бизнес, и тем, как он видится на Западе. Поэтому американские бизнесмены выжидают. Они не уверены, что в России существует такое же, как в США, понимание и применение законов о частной собственности, уровень вмешательства государства, такая же защита прав акционеров, такое же отношение к коррупции. Все признают, что российская экономика развивается быстрыми темпами, растет средний класс. Так что потенциал для сотрудничества безусловно существует. Но бизнес, как известно, предпочитает инвестировать не в потенциал, а в реальность.